Метафизика любви в творчестве Д. Мережковского и З. Гиппиус. Королькова Е.А. - 24 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

24
сверхорганической, законы которой позволят человечеству физичес
ки победить смерть. Мережковский, как и Ницше, считает, что «че
ловек есть то, что должно превзойти», творческая эволюция еще не
достигла своего предела, у нее есть возможности новой формы жизни
или сверхжизни, но для ее достижения требуется активное созна
тельное участие всех людей, их духовных устремлений к будущему.
Будущее человечества Мережковский называет эпохой Духа.
Для подтверждения своей гипотезы Мережковский обращается к
мифологической литературе, новозаветным текстам и произведению
Ф. М. Достоевского «Бесы».
Мережковский часто ссылается на рассуждения атеиста Кирил
лова, героя романа «Бесы», о смерти и о Боге: «Меня Бог всю жизнь
мучил». Кириллов говорит о том, что человек станет Богом, если по
бедит боль и страх смерти: «Будет Богом человек и переменится фи
зически»
55
. Кириллов не боится самоубийства, потому что уверен в
своем посмертном воскресении, его вера исходит из мистических пе
реживаний: «минутах вечной гармонии», о которых он поведал Ша
тову: «Есть секунды, их всего зараз приходит пять или шесть, и вы
вдруг чувствуете присутствие вечной гармонии, совершенно достиг
нутой. Это не земное; я не про то, что оно небесное, а про то, что
человек в земном виде не может перенести. Надо перемениться физи
чески или умереть. Это чувство ясное и неоспоримое. Как будто вдруг
ощущаете всю природу и вдруг говорите: да, это правда. Бог, когда
мир создавал, то в конце каждого дня создания говорил: «Да, это
правда, это хорошо». Это… это не умиление, а только так, радость.
Вы не прощаете ничего, потому что прощать уже нечего. Вы не то,
что любите, о – тут выше любви! Всего страшнее, что так ужасно ясно
и такая радость. Если более пяти секунд – то душа не выдержит и
должна исчезнуть. В эти пять секунд я проживаю жизнь и за них отдам
всю мою жизнь, потому что стоит. Чтобы выдержать десять секунд,
надо перемениться физически. Я думаю, человек должен перестать ро
дить. К чему дети, к чему развитие, коли цель достигнута»
56
. Мереж
ковский подкрепляет свою веру в новую жизнь и нового человека не
только словами Достоевского, но, прежде всего, словами из Евангелия.
У Мережковского есть произведение «Иисус Неизвестный», в нем
автор пишет о том, что Евангелие в его время стало самой нечитае
мой из книг, самой неизвестной. Текст Евангелий перестал удивлять
людей по причине того, что человечество зачитало книгу, а ее слова
от частого употребления стали привычными и стертыми. Люди так
привыкли к словам Евангелия, что уже «оглохли, ослепли к ним окон
чательно», твердят их как таблицу умножения, бессмысленно. На пер
вых страницах произведения можно прочитать следующую фразу: «Мир