Социология общественного мнения. Кошарная Г.Б. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Тема 3
Проблемы общественного мнения в истории
общественно-политической мысли
1. Формирование понятия общественного мнения в античности и Новое время.
2. Исследования общественного мнения в США, Великобритании, Германии в конце
XIX - начале XX вв.
3. Основные современные подходы к анализу общественного мнения.
4. Исследования общественного мнения в России.
Проблемы общественного мнения привлекали внимание мыслителей еще в глубокой
древности.
Известный философ античности - Сократ (470-399 гг. до н. э.) -в своих работах
провозгласил общественное мнение "неписаным законом", который действует без
вмешательства государственной власти. Именно благодаря общественному мнению
младшие в присутствии старших держат себя скромно, а дети с благоговением относятся к
своим родителям; благодаря ему люди носят определенные одежды и прически.
Уже в античности философы не просто описывали феномен общественного мнения, но
и пытались объяснить его. При этом достаточно четко наметилось несколько основных
проблем. Одна из них -кто является субъектом этого феномена. Так, философ Протагор
(480-410 гг. до н. э.) считал, что публичное мнение - это мнение большинства народа. Тем
самым он провозглашал принцип демократии, как власти народа, что проявлялось, в
частности, в возможности формировании "своего" мнения,.
Однако существовали и противоположные представления: Так, философ-идеалист
Платон Афинский (427-347 гг. до н. э.), подчеркивая исключительную роль аристократии,
утверждал, что именно ее мнение является правильным.
Крупнейшей мыслитель древнего мира Аристотель (384-322 гг. до н. э.) допускал в
трактовке общественного (публичного) мнения колебания между материализмом и
идеализмом. Так, он утверждал, что совокупное мнение большинства более истинно, чем
мнение отдельных лиц. И в этом суждении проявляется его демократическая
направленность. Однако в других работах он призывал не допускать неимущих граждан к
верховной власти и не считать их мнение истинным, что противоречило демократии.
Сам термин "общественное мнение" был введен в научный обиход в XVII в.
английским писателем и государственным деятелем Д. Солсбери в качестве показателя
поддержки парламента со стороны населения. Субъектом общественного мнения
считался, таким образом, народ, а само общественное мнение исполняло роль регулятора
взаимоотношений между народом и парламентом.
Представители итальянского гуманизма Т. Мор и Т. Кампанелла считали, что
общественное мнение выражает мнения и желания, с которыми должно считаться
правительство.
В эпоху феодализма особенно активно анализировалась проблема взаимоотношения
общественного мнения и государства. Так, Э. Роттердамский писал, что ни одно
правительство не удержится у власти, если оно не пользуется поддержкой общественного
мнения. 200 лет спустя эту мысль повторил философ Д. Юм, заявивший, что только
мнения утверждают государственную власть.
Об общественном мнении можно найти интересные мысли у Д. Локка. Он писал, что
"закон мнений" имеет большую силу, чем божественные законы, хотя бы потому, что
нарушитель последних надеется на всепрощение. Закон мнения сильнее государственных
законов потому, что, преступая последние, можно надеяться^ что никто не заметит их
нарушения. Но от закона мнений нет спасения. Вот почему так действенна мода, мнение
окружающих.
                             Тема 3
             Проблемы общественного мнения в истории
                общественно-политической мысли
   1. Формирование понятия общественного мнения в античности и Новое время.
   2. Исследования общественного мнения в США, Великобритании, Германии в конце
XIX - начале XX вв.
   3. Основные современные подходы к анализу общественного мнения.
   4. Исследования общественного мнения в России.

    Проблемы общественного мнения привлекали внимание мыслителей еще в глубокой
древности.
    Известный философ античности - Сократ (470-399 гг. до н. э.) -в своих работах
провозгласил общественное мнение "неписаным законом", который действует без
вмешательства государственной власти. Именно благодаря общественному мнению
младшие в присутствии старших держат себя скромно, а дети с благоговением относятся к
своим родителям; благодаря ему люди носят определенные одежды и прически.
    Уже в античности философы не просто описывали феномен общественного мнения, но
и пытались объяснить его. При этом достаточно четко наметилось несколько основных
проблем. Одна из них -кто является субъектом этого феномена. Так, философ Протагор
(480-410 гг. до н. э.) считал, что публичное мнение - это мнение большинства народа. Тем
самым он провозглашал принцип демократии, как власти народа, что проявлялось, в
частности, в возможности формировании "своего" мнения,.
    Однако существовали и противоположные представления: Так, философ-идеалист
Платон Афинский (427-347 гг. до н. э.), подчеркивая исключительную роль аристократии,
утверждал, что именно ее мнение является правильным.
    Крупнейшей мыслитель древнего мира Аристотель (384-322 гг. до н. э.) допускал в
трактовке общественного (публичного) мнения колебания между материализмом и
идеализмом. Так, он утверждал, что совокупное мнение большинства более истинно, чем
мнение отдельных лиц. И в этом суждении проявляется его демократическая
направленность. Однако в других работах он призывал не допускать неимущих граждан к
верховной власти и не считать их мнение истинным, что противоречило демократии.
    Сам термин "общественное мнение" был введен в научный обиход в XVII в.
английским писателем и государственным деятелем Д. Солсбери в качестве показателя
поддержки парламента со стороны населения. Субъектом общественного мнения
считался, таким образом, народ, а само общественное мнение исполняло роль регулятора
взаимоотношений между народом и парламентом.
    Представители итальянского гуманизма Т. Мор и Т. Кампанелла считали, что
общественное мнение выражает мнения и желания, с которыми должно считаться
правительство.
    В эпоху феодализма особенно активно анализировалась проблема взаимоотношения
общественного мнения и государства. Так, Э. Роттердамский писал, что ни одно
правительство не удержится у власти, если оно не пользуется поддержкой общественного
мнения. 200 лет спустя эту мысль повторил философ Д. Юм, заявивший, что только
мнения утверждают государственную власть.
    Об общественном мнении можно найти интересные мысли у Д. Локка. Он писал, что
"закон мнений" имеет большую силу, чем божественные законы, хотя бы потому, что
нарушитель последних надеется на всепрощение. Закон мнения сильнее государственных
законов потому, что, преступая последние, можно надеяться^ что никто не заметит их
нарушения. Но от закона мнений нет спасения. Вот почему так действенна мода, мнение
окружающих.