Социология общественного мнения. Кошарная Г.Б. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Весьма радикальные взгляды высказал в свое время Ж.-Ж. Руссо. В своем знаменитом
произведении "Общественный договор" (1762 г.) он высказал суждение, что
взаимоотношение общества и граждан будет бесконфликтным, если государство станет
считаться с общественным мнением, выражающим мнение народа. Тем самым Руссо с
большой заостренностью ставил вопрос о роли общественного мнения в
общественной жизни.
Французские просветители-материалисты - К. Гельвеции и П. Гольбах, рассматривая
проблемы условий и факторов формирования общественного мнения, пытались
установить связь общественного мнения с интересами людей и пришли к выводу, что у
каждого класса, социальной группы существует свое особое общественное мнение.
Подчеркивая зависимость духовной жизни общества от социальной среды, французские
просветители тем самым провозглашали общественное мнение закономерным
общественным феноменом.
Большой вклад в разработку представления об общественном мнении сделал Г. В. Ф.
Гегель. Он видел во мнениях не только предрассудки и бесконечные заблуждения, но и
истину. Он связывал возникновение общественного мнения с демократической возможно-
стью спорить, отстаивать свое мнение. Однако он, как и Кант, противопоставлял
общественное мнение знанию, науке, а осуществление "всеобщего дела", которому
служит общественное мнение, он отдавал высшим представителям власти.
В конце ХГХ - начале XX вв. разработкой теории общественного мнения занимались
ряд исследователей, в частности Г. Тард, Г. Ле-бон во Франции, У. Макдауголл в Англии,
Э. Росс в США. В России среди исследователей общественного мнения можно выделить
профессора Московского университета В. М. Хвостова. В работе "Общественное мнение и
политические партии" он поставил общественные суждения в зависимость от интересов
социальных групп и классов, от деятельности политических партий. При формировании
общественного мнения Хвостов выделял особую роль народных масс и высказывался за
признание его созидательных возможностей.
Рассматривая третий вопрос, следует отметить, что к настоящему времени в Западной
Европе и США сложились три тенденции, объясняющие суть общественного мнения.
Первую можно назвать элитарной, вторую - традиционной, а третью - эмпирической.
Наличие указанных трех подходов не означает, что проблема общественного мнения
разрешена. В рамках упомянутых трех тенденций ныне в Западной Европе и в США
существует множество школ и точек зрения.
Представитель элитарной концепции Ю. Хабермас в своих работах подчеркивает, что
его взгляды представляют развитие тех положений, которые были выдвинуты еще в XVII
в., и в основе которых находятся понятия "общественная гласность" и "открытость".
Сторонники элитарной концепции полагают, что субъектом общественного мнения может
быть только мнение господствующих классов, элитарных социальных групп. Именно
элита, состоящая из информированных, способных к суждению людей может выражать в
своем мнении истину, проявить готовность к консенсусу с другими членами общества,
преодолеть изолированность абсолютной монархии, сделать феномен общественного
мнения понятным широким кругам публики с целью сохранить господствующий
хозяйственный механизм.
Публика, согласно Хабермасу, это не народ, не масса, не большинство населения, не
"все"; она состоит из тех, кто может резонерствовать на собраниях, в кафе, в салонах и на
газетных страницах. Она состоит из образованных слоев населения, владеющих собст-
венностью. Именно они являются носителями истины, которая должна якобы быть
признана всеми. Основная задача их резонерства состоит в том, чтобы "законным путем"
устранить противоречия в интересах государства и буржуазного общества.
Провозглашенная Хабермасом мораль отличается от общечеловеческой морали. Кто
не согласен с резонерствующей публикой, тот объягляется общественным мнением не
просто отступником от нормы, но просто плохим человеком или даже врагом.
    Весьма радикальные взгляды высказал в свое время Ж.-Ж. Руссо. В своем знаменитом
произведении "Общественный договор" (1762 г.) он высказал суждение, что
взаимоотношение общества и граждан будет бесконфликтным, если государство станет
считаться с общественным мнением, выражающим мнение народа. Тем самым Руссо с
    большой заостренностью ставил вопрос о роли общественного мнения в
общественной жизни.
    Французские просветители-материалисты - К. Гельвеции и П. Гольбах, рассматривая
проблемы условий и факторов формирования общественного мнения, пытались
установить связь общественного мнения с интересами людей и пришли к выводу, что у
каждого класса, социальной группы существует свое особое общественное мнение.
Подчеркивая зависимость духовной жизни общества от социальной среды, французские
просветители тем самым провозглашали общественное мнение закономерным
общественным феноменом.
    Большой вклад в разработку представления об общественном мнении сделал Г. В. Ф.
Гегель. Он видел во мнениях не только предрассудки и бесконечные заблуждения, но и
истину. Он связывал возникновение общественного мнения с демократической возможно-
стью спорить, отстаивать свое мнение. Однако он, как и Кант, противопоставлял
общественное мнение знанию, науке, а осуществление "всеобщего дела", которому
служит общественное мнение, он отдавал высшим представителям власти.
    В конце ХГХ - начале XX вв. разработкой теории общественного мнения занимались
ряд исследователей, в частности Г. Тард, Г. Ле-бон во Франции, У. Макдауголл в Англии,
Э. Росс в США. В России среди исследователей общественного мнения можно выделить
профессора Московского университета В. М. Хвостова. В работе "Общественное мнение и
политические партии" он поставил общественные суждения в зависимость от интересов
социальных групп и классов, от деятельности политических партий. При формировании
общественного мнения Хвостов выделял особую роль народных масс и высказывался за
признание его созидательных возможностей.
    Рассматривая третий вопрос, следует отметить, что к настоящему времени в Западной
Европе и США сложились три тенденции, объясняющие суть общественного мнения.
Первую можно назвать элитарной, вторую - традиционной, а третью - эмпирической.
    Наличие указанных трех подходов не означает, что проблема общественного мнения
разрешена. В рамках упомянутых трех тенденций ныне в Западной Европе и в США
существует множество школ и точек зрения.
    Представитель элитарной концепции Ю. Хабермас в своих работах подчеркивает, что
его взгляды представляют развитие тех положений, которые были выдвинуты еще в XVII
в., и в основе которых находятся понятия "общественная гласность" и "открытость".
Сторонники элитарной концепции полагают, что субъектом общественного мнения может
быть только мнение господствующих классов, элитарных социальных групп. Именно
элита, состоящая из информированных, способных к суждению людей может выражать в
своем мнении истину, проявить готовность к консенсусу с другими членами общества,
преодолеть изолированность абсолютной монархии, сделать феномен общественного
мнения понятным широким кругам публики с целью сохранить господствующий
хозяйственный механизм.
    Публика, согласно Хабермасу, это не народ, не масса, не большинство населения, не
"все"; она состоит из тех, кто может резонерствовать на собраниях, в кафе, в салонах и на
газетных страницах. Она состоит из образованных слоев населения, владеющих собст-
венностью. Именно они являются носителями истины, которая должна якобы быть
признана всеми. Основная задача их резонерства состоит в том, чтобы "законным путем"
устранить противоречия в интересах государства и буржуазного общества.
    Провозглашенная Хабермасом мораль отличается от общечеловеческой морали. Кто
не согласен с резонерствующей публикой, тот объягляется общественным мнением не
просто отступником от нормы, но просто плохим человеком или даже врагом.