Социология общественного мнения. Кошарная Г.Б. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

можно точнее назвать "спиралью молчания". Основанием для молчания являлась боязнь
оказаться в изоляции, и эта боязнь выступает как та движущая сила, которая запускает
"спираль молчания"."
Бесспорно, выдвижение теории "спирали молчания" представляет определенный
интерес для понимания того, как формируется общественное мнение. С точки зрения
своей теории Ноэль-Нойман объясняет многие явления в общественной жизни. Так,
например, общезначимость, гласность, по ее мнению, это такое состояние, когда индивид
не хочет себя изолировать и терять свое лицо. Гласность, общезначимость выступают в
виде позорного столба и являются весьма действенным средством наказания тех, кто идет
против них, выражая иное мнение скрытно и в личных корыстных целях. Отсюда
вытекает один очень важный момент в определении общественного мнения: оно имеет не
просто моральное значение, не просто определяет поведение, не только объединяет людей
в сообщества. Оно имеет социальное измерение; его можно безбоязненно высказать
гласно перед общественностью, не испытывая страха, быть потом изолированным от
общностей.
Те группы или лица, которые хотят завоевать общественное мнение, должны
потрудиться над тем, чтобы их позиции, взгляды были приемлемыми для других людей и
не приводили к изоляции. Естественно, что борьба мнений - это борьба новых идей со
старыми, но при этом важно знать, на что нужно ориентироваться, чтобы выиграть в этой
борьбе, это с одной стороны, и не порождать "молчаливого большинства", с другой. Когда
какое-то мнение распространяется и будет принято большинством, тогда можно ожидать,
что оно получит и законодательное закрепление.
Хотя с помощью теории "спирали молчания" Ноэль-Нойман можно объяснить многие
явления общественной жизни, она, тем не менее, породила ряд критических замечаний.
Одни критики писали, что с позиций "спирали молчания" нельзя объяснить факт прихода
к власти нацистов. Ведь первоначально они были в меньшинстве, и их взгляды
шокировали большинство населения. Не противоречит ли это всей теории?
Разумеется, концепция "спирали молчания" не является универсальной и не в
состоянии объяснить все сложности общественной жизни. Боязнь изоляции следует
рассматривать, но, как один из моментов в системе причин, обусловливающих
формирование общественного мнения. В ряде случаев боязнь изоляции выступает как
следствие, а не как причина. Кроме того, при объяснении общественного мнения нельзя
исходить из того, будто оно возникает стихийно.
Четвертый вопрос посвящен анализу исследований общественного мнения в России.
Интерес к проблеме общественного мнения в России наблюдается уже давно, особенно
интенсивно в 20-е г;. Правда, о ней писали в то время преимущественно журналисты и
писатели. С середины 50-х гг. в связи с либерализацией общественной жизни и с
возрождением социологии как прикладной отрасли знания ею стали заниматься социологи
и философы. Как и на Западе, работы по проблемам общественного мнения были
посвящены и теоретическим, и эмпирическим ее аспектам.
Анализируя работы Уледова А. К., Грушина Б. А., Коробейнико-ва В. С, Возьмителя"
А. А., Житенева Б. А., Горшкова М, К., можно установить, как постепенно формировалось
научное представление о феномене общественного мнения, как оно обогащалось и
совершенствовалось, в чем его отличие от западного.
Если в середине 70-х гг. в нашей стране изучением общественного мнения занимались
(с той или иной степенью интенсивности) в сравнительно небольшом числе научных
учреждений (в Институте социологических исследований АН СССР; в Институте
философии АН СССР; на факультете журналистики МГУ; существовал Институт
общественного мнения при газете "Комсомольская правда" и др.), то в настоящее время
число центров, лабораторий и других учреждений, занимающихся изучением (в первую
очередь подчас эмпирическим) общественного мнения, резко возросло. Многие из них
существуют при редакционных коллегиях газет и журналов, занимаясь просто опросом
можно точнее назвать "спиралью молчания". Основанием для молчания являлась боязнь
оказаться в изоляции, и эта боязнь выступает как та движущая сила, которая запускает
"спираль молчания"."
   Бесспорно, выдвижение теории "спирали молчания" представляет определенный
интерес для понимания того, как формируется общественное мнение. С точки зрения
своей теории Ноэль-Нойман объясняет многие явления в общественной жизни. Так,
например, общезначимость, гласность, по ее мнению, это такое состояние, когда индивид
не хочет себя изолировать и терять свое лицо. Гласность, общезначимость выступают в
виде позорного столба и являются весьма действенным средством наказания тех, кто идет
против них, выражая иное мнение скрытно и в личных корыстных целях. Отсюда
вытекает один очень важный момент в определении общественного мнения: оно имеет не
просто моральное значение, не просто определяет поведение, не только объединяет людей
в сообщества. Оно имеет социальное измерение; его можно безбоязненно высказать
гласно перед общественностью, не испытывая страха, быть потом изолированным от
общностей.
   Те группы или лица, которые хотят завоевать общественное мнение, должны
потрудиться над тем, чтобы их позиции, взгляды были приемлемыми для других людей и
не приводили к изоляции. Естественно, что борьба мнений - это борьба новых идей со
старыми, но при этом важно знать, на что нужно ориентироваться, чтобы выиграть в этой
борьбе, это с одной стороны, и не порождать "молчаливого большинства", с другой. Когда
какое-то мнение распространяется и будет принято большинством, тогда можно ожидать,
что оно получит и законодательное закрепление.
   Хотя с помощью теории "спирали молчания" Ноэль-Нойман можно объяснить многие
явления общественной жизни, она, тем не менее, породила ряд критических замечаний.
Одни критики писали, что с позиций "спирали молчания" нельзя объяснить факт прихода
к власти нацистов. Ведь первоначально они были в меньшинстве, и их взгляды
шокировали большинство населения. Не противоречит ли это всей теории?
   Разумеется, концепция "спирали молчания" не является универсальной и не в
состоянии объяснить все сложности общественной жизни. Боязнь изоляции следует
рассматривать, но, как один из моментов в системе причин, обусловливающих
формирование общественного мнения. В ряде случаев боязнь изоляции выступает как
следствие, а не как причина. Кроме того, при объяснении общественного мнения нельзя
исходить из того, будто оно возникает стихийно.
   Четвертый вопрос посвящен анализу исследований общественного мнения в России.
Интерес к проблеме общественного мнения в России наблюдается уже давно, особенно
интенсивно в 20-е г;. Правда, о ней писали в то время преимущественно журналисты и
писатели. С середины 50-х гг. в связи с либерализацией общественной жизни и с
возрождением социологии как прикладной отрасли знания ею стали заниматься социологи
и философы. Как и на Западе, работы по проблемам общественного мнения были
посвящены и теоретическим, и эмпирическим ее аспектам.
   Анализируя работы Уледова А. К., Грушина Б. А., Коробейнико-ва В. С, Возьмителя"
А. А., Житенева Б. А., Горшкова М, К., можно установить, как постепенно формировалось
научное представление о феномене общественного мнения, как оно обогащалось и
совершенствовалось, в чем его отличие от западного.
   Если в середине 70-х гг. в нашей стране изучением общественного мнения занимались
(с той или иной степенью интенсивности) в сравнительно небольшом числе научных
учреждений (в Институте социологических исследований АН СССР; в Институте
философии АН СССР; на факультете журналистики МГУ; существовал Институт
общественного мнения при газете "Комсомольская правда" и др.), то в настоящее время
число центров, лабораторий и других учреждений, занимающихся изучением (в первую
очередь подчас эмпирическим) общественного мнения, резко возросло. Многие из них
существуют при редакционных коллегиях газет и журналов, занимаясь просто опросом