Социология общественного мнения. Кошарная Г.Б. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Таким образом, Хабермас рассматривает общественное мнение как инструмент в
руках господствующих классов. Собственно, он и не скрывает этого, заявляя, что
буржуазия и есть "публика", за которой сохраняется право судить и объяснять
происходящее в обществе. По Хабермасу, общественное мнение является всегда
официальным, т. е. таким, которое выражается в прессе, в других официальных ис-
точниках информации.
Представитель интеграционной концепции Н. Луман понимает общественное мнение
как совокупность взглядов, обычаев, способов поведения, которые никто не может
игнорировать, не опасаясь санкций со стороны общностей, которые являются субъектами
общественного мнения.
Луман неоднократно подчеркивает, что общественная доступность и гласность
предполагает решение сразу нескольких тем, составляющих содержание общественного
мнения и находящихся в центре коммуникации. Но поскольку сразу с несколькими
темами нельзя коммуницировать, то требуется сделать выбор одной какой-нибудь из них.
Нужно внимание, которое предопределило бы, осуществляло бы этот выбор и делало
возможным обсуждение тем с чужим человеком в пивной или на улице. Именно эта
выбранная тема и является содержанием общественного мнения. Тем самым Луман
привязывает общественное мнение не к толпе, как Хабермас, а к темам.
Такой подход к общественному мнению обладает якобы тремя преимуществами.
1. Общественное мнение, по Луману, охватывает всех и перед ним все равны. Различия
же в общественном мнении он относит не к различным группам населения, а к различиям
между темами. Мнения могут быть противоположными, но общественное мнение их
упорядочивает, не давая оценки.
2. Когда тема и мнение о ней не совпадают, тогда, по Луману, возникает так
называемое "манипулирующее морализирование". Например, тема "разрядка" и другие не
являются однозначно выраженными, не всеми понимаются одинаково. Между
сторонниками разных мнений могут происходить борьба и конфликт. Поэтому нет ни-
какого нейтрального мнения, оно так или иначе связано с оценками. Оно имеет
непосредственное отношение к праву и, следовательно, к поведению людей.
Основным недостатком концепции Лумана является то, что понятие «тема» оторвано
от субъекта, и потому его концепция абстрактна.
Эмпирическое направление в исследовании общественного мнения связано с
демоскопией. Демоскопия - дисциплина статистическая, что предполагает оперирование
количественными данными. Видное место в этом направлении занимает немецкий
социолог Ноэль-Нойман.
Критики демоскопии неоднократно обвиняли Ноэль-Нойман за неучет качества
мнений. Сама Ноэль-Нойман пишет, что демоскопия исходит из равенства всех граждан и
призвана давать статистические "срезы" общественного мнения и не показывать, как оно
развивается и формируется.
Основным пунктом демоскопии Ноэль-Нойман является понятие "спирали молчания".
Вот как она описывает это понятие.
В свое время в ФРГ дискутировался вопрос о "восточной политике" канцлера
Аденауэра. "Тот, кто был уверен в правильности новой восточной политики, чувствовал,
что его мнение разделяется всеми, - пишет Ноэль-Нойман, - выражал его громко, с
чувством уверенности, с искренним убеждением в своей правоте, не стеснялся
высказывать свои взгляды. Те же, кто отвергал восточную политику, чувствовал себя в
одиночестве, замыкался и молчал. Таким образом, их поведение приводило к тому, что
первые казались сильнее, а вторые слабее, чем это было на самом деле. Наблюдая за
окружающими, одни получали для себя поддержку и начинали еще громче высказывать
свое мнение, а другие все больше замыкались и не подавали голоса. Это напоминало
спираль, которая приводила к тому, что одни открыто демонстрировали свое мнение, а
другие полностью исчезали из общественной видимости и были немы. Такое положение
    Таким образом, Хабермас рассматривает общественное мнение как инструмент в
руках господствующих классов. Собственно, он и не скрывает этого, заявляя, что
буржуазия и есть "публика", за которой сохраняется право судить и объяснять
происходящее в обществе. По Хабермасу, общественное мнение является всегда
официальным, т. е. таким, которое выражается в прессе, в других официальных ис-
точниках информации.
    Представитель интеграционной концепции Н. Луман понимает общественное мнение
как совокупность взглядов, обычаев, способов поведения, которые никто не может
игнорировать, не опасаясь санкций со стороны общностей, которые являются субъектами
общественного мнения.
    Луман неоднократно подчеркивает, что общественная доступность и гласность
предполагает решение сразу нескольких тем, составляющих содержание общественного
мнения и находящихся в центре коммуникации. Но поскольку сразу с несколькими
темами нельзя коммуницировать, то требуется сделать выбор одной какой-нибудь из них.
Нужно внимание, которое предопределило бы, осуществляло бы этот выбор и делало
возможным обсуждение тем с чужим человеком в пивной или на улице. Именно эта
выбранная тема и является содержанием общественного мнения. Тем самым Луман
привязывает общественное мнение не к толпе, как Хабермас, а к темам.
    Такой подход к общественному мнению обладает якобы тремя преимуществами.
    1. Общественное мнение, по Луману, охватывает всех и перед ним все равны. Различия
же в общественном мнении он относит не к различным группам населения, а к различиям
между темами. Мнения могут быть противоположными, но общественное мнение их
упорядочивает, не давая оценки.
    2. Когда тема и мнение о ней не совпадают, тогда, по Луману, возникает так
называемое "манипулирующее морализирование". Например, тема "разрядка" и другие не
являются однозначно выраженными, не всеми понимаются одинаково. Между
сторонниками разных мнений могут происходить борьба и конфликт. Поэтому нет ни-
какого нейтрального мнения, оно так или иначе связано с оценками. Оно имеет
непосредственное отношение к праву и, следовательно, к поведению людей.
    Основным недостатком концепции Лумана является то, что понятие «тема» оторвано
от субъекта, и потому его концепция абстрактна.
    Эмпирическое направление в исследовании общественного мнения связано с
демоскопией. Демоскопия - дисциплина статистическая, что предполагает оперирование
количественными данными. Видное место в этом направлении занимает немецкий
социолог Ноэль-Нойман.
    Критики демоскопии неоднократно обвиняли Ноэль-Нойман за неучет качества
мнений. Сама Ноэль-Нойман пишет, что демоскопия исходит из равенства всех граждан и
призвана давать статистические "срезы" общественного мнения и не показывать, как оно
развивается и формируется.
    Основным пунктом демоскопии Ноэль-Нойман является понятие "спирали молчания".
Вот как она описывает это понятие.
    В свое время в ФРГ дискутировался вопрос о "восточной политике" канцлера
Аденауэра. "Тот, кто был уверен в правильности новой восточной политики, чувствовал,
что его мнение разделяется всеми, - пишет Ноэль-Нойман, - выражал его громко, с
чувством уверенности, с искренним убеждением в своей правоте, не стеснялся
высказывать свои взгляды. Те же, кто отвергал восточную политику, чувствовал себя в
одиночестве, замыкался и молчал. Таким образом, их поведение приводило к тому, что
первые казались сильнее, а вторые слабее, чем это было на самом деле. Наблюдая за
окружающими, одни получали для себя поддержку и начинали еще громче высказывать
свое мнение, а другие все больше замыкались и не подавали голоса. Это напоминало
спираль, которая приводила к тому, что одни открыто демонстрировали свое мнение, а
другие полностью исчезали из общественной видимости и были немы. Такое положение