ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
17
Различают правую и левую системы координат, в которых матрицы
преобразований выглядят по-разному. В правой системе координат поворот оси
x
к оси
y, оси y к оси z, оси z к оси x осуществляются против часовой стрелки,
если смотреть из первого октанта. В левой системе координат эти повороты
осуществляются по часовой стрелке. Если начало СКН лежит в плоскости экрана,
ось глубины (ось
z
v
) проходит через его центр, а точка наблюдения расположена
на отрицательной полуоси глубины, то имеет место левая система координат. В
ней матрицы преобразований поворота имеют вид:
.
1000
0100
00cossin
00sincos
,
1000
0cos0sin
0010
0sin0cos
,
1000
0cossin0
0sincos0
0001
θθ
θθ
ψψ
ψψ
ϕϕ
ϕϕ
−
=
−
=
−
=
ZYX
RTRTRT
В правой системе координат они выглядят следующим образом:
.
1000
0100
00cossin
00sincos
,
1000
0cos0sin
0010
0sin0cos
,
1000
0cossin0
0sincos0
0001
θθ
θθ
ψψ
ψψ
ϕϕ
ϕϕ
−
=
−
=
−
=
ZYX
RTRTRT
Результирующая матрица преобразований
M, в общем случае, определяется
произведением (суперпозицией) приведенных матриц. Матрицы включаются в
суперпозицию слева направо в соответствии с последовательностью описываемых
преобразований. Например, необходимо найти местоположение на экране
пространственной точки
Р с координатами (x
p
,y
p
,z
p
) после выполнения следующих
преобразований: 1) поворот на угол
β вокруг оси, параллельной оси глубины и
проходящей через точку экрана с координатами (
x
a
,y
a
), 2) перспективное
проецирование на плоскость экрана. Рассмотренная матрица
RT
Z
предназначена
для поворота вокруг оси
z, следовательно, для применения RT
Z
нужно совместить
ось поворота точки
Р с осью глубины. Для этого следует сдвинуть ее по
горизонтали и вертикали на (–
x
a
),(–y
a
), соответственно. Такой же сдвиг получит
сама точка
Р. Для этого осуществляется умножение ее координат на матрицу
TR1. Далее нужно выполнить поворот на угол β, а затем устранить последствия
первого сдвига, вернув точку
Р на (+x
a
),(+y
a
) – умножение на TR2. Последним
17 Различают правую и левую системы координат, в которых матрицы преобразований выглядят по-разному. В правой системе координат поворот оси x к оси y, оси y к оси z, оси z к оси x осуществляются против часовой стрелки, если смотреть из первого октанта. В левой системе координат эти повороты осуществляются по часовой стрелке. Если начало СКН лежит в плоскости экрана, ось глубины (ось zv) проходит через его центр, а точка наблюдения расположена на отрицательной полуоси глубины, то имеет место левая система координат. В ней матрицы преобразований поворота имеют вид: 1 0 0 0 cosψ 0 sinψ 0 cosθ − sin θ 0 0 0 cos ϕ − sin ϕ 0 0 1 0 0 sin θ cosθ 0 0 RTX = , RTY = , RTZ = . 0 sin ϕ cos ϕ 0 − sinψ 0 cosψ 0 0 0 1 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 В правой системе координат они выглядят следующим образом: 1 0 0 0 cosψ 0 − sinψ 0 cosθ sin θ 0 0 0 cos ϕ sin ϕ 0 0 1 0 0 − sin θ cosθ 0 0 RTX = , RTY = , RTZ = . 0 − sin ϕ cos ϕ 0 sinψ 0 cosψ 0 0 0 1 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 Результирующая матрица преобразований M, в общем случае, определяется произведением (суперпозицией) приведенных матриц. Матрицы включаются в суперпозицию слева направо в соответствии с последовательностью описываемых преобразований. Например, необходимо найти местоположение на экране пространственной точки Р с координатами (xp,yp,zp) после выполнения следующих преобразований: 1) поворот на угол β вокруг оси, параллельной оси глубины и проходящей через точку экрана с координатами (xa,ya), 2) перспективное проецирование на плоскость экрана. Рассмотренная матрица RTZ предназначена для поворота вокруг оси z, следовательно, для применения RTZ нужно совместить ось поворота точки Р с осью глубины. Для этого следует сдвинуть ее по горизонтали и вертикали на (–xa ),(–ya), соответственно. Такой же сдвиг получит сама точка Р. Для этого осуществляется умножение ее координат на матрицу TR1. Далее нужно выполнить поворот на угол β, а затем устранить последствия первого сдвига, вернув точку Р на (+xa),(+ya) – умножение на TR2. Последним
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- …
- следующая ›
- последняя »