Теория разделения властей. Косов Р.В. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Наиболее значимое и, пожалуй, самое масштабное по своим последствиям воздействие власти на
человека происходит в двух измерениях: социальном и индивидуальном. Не случайно, от сочетания
этих начал зависит очень многое в нашей объективной реальности, в конечном итоге общий уровень
социализации личности, если под социальной личностью понимать индивида понявшего и приняв-
шего нормы, по которым развиваются общественные отношения и занявшего определенное место в
системе социальных связей.
Социальная власть для большинства из нас ассоциируется с несколькими макропонятиями, такими
как: государство, общество, право, политика, идеология и т.д., т.е. явлениями, с которыми связано ос-
новное назначение власти – регулятивное.
Власть для современного человека, прежде всего, воплощается в основных регуляторах обществен-
ных отношений, каковыми являются государство и право. Именно государство через систему публично-
го права и специального аппарата управления имеет возможность воздействовать на общество в целом и
на конкретного гражданина, тем самым выступая в качестве основного субъекта властных отношений.
Кроме того, даже в частной сфере общественной жизни государство зачастую выполняет функцию по-
средника, гарантируя при этом наиболее справедливое разрешение жизненных ситуаций в соответствии
с нормами права. Необходимо отметить, что в большинстве властных отношений, связанных с государ-
ством, именно право является основным мерилом властных притязаний.
Другими важнейшими проявлениями власти в социальном измерении являются:
1) власть религии, морали, идеологии (власть духовная);
2) власть общественного мнения;
3) единоличная власть лидера, власть авторитета;
4) финансовая и экономическая власть;
5) власть мировых институтов (на данный момент достигла апогея и имеет реальную тенденцию к
преобразованию в мировое правительство);
6) власть средств массовой информации (выросла в ХХ в. в чудовищную силу, имеющую глобаль-
ный характер, опирается на мощную промышленность, в которой заняты миллионы людей. Эта власть
деформирует общественные науки, так что они фактически играют вспомогательную роль в механизме
принятия властных решений);
4
7) альтернативная власть криминала (по своей сути правонарушение представляет собой активный
вызов существующему (официальному) порядку. Криминальные структуры в принципе ориентированы
на замещение всего государственного в любой сфере общественной жизни).
Помимо регуляторных функций власть в обществе может способствовать социальному и техниче-
скому прогрессу, стараясь максимально эффективно использовать все самые передовые достижения че-
ловеческой мысли в целях собственного укрепления и самосохранения. Несмотря на опосредованное
влияние, такое воздействие власти на развитие цивилизации является одним из самых мощных факто-
ров ее научно-технической и социальной эволюции. Ярким примером этого тезиса является вся история
ХХ в., на протяжении которого политическая власть стимулировала науку в целях использования ее
достижений для реализации собственных задач и интересов.
На индивидуальном уровне власть больше является универсальным средством самоиндентифика-
ции личности, средством самоопределения и самоутверждения в социальной среде и средством удовле-
творения индивидуальных духовных и материальных потребностей.
При анализе конкретных типов, видов и форм власти важно иметь в виду то, что власть может вы-
ражаться не только как нечто внешнее, делающее индивида субъектом, либо объектом властных отно-
шений, но и как средство сильнейшей внутренней мотивации поведения человека. Во втором случае
власть выступает как сила, влияющая на формирование мировоззрения личности, во многом опреде-
ляющая особенности социального (публичного) и межличностного поведения конкретного человека.
Для многих из нас самореализация во властных отношениях составляет смысл жизни. Иногда обла-
дание властью является мощнейшим стимулом для определенной модели поведения. И это не случайно,
так как именно власть делает возможным осуществление многих потребностей человека, с помощью
власти удовлетворяются основные инстинкты, свойственные человеческой природе.
4
Данилов А.Н. Социология власти: теория и практика глобализма. Минск: Университетское, 2001. С. 12.