ВУЗ:
Составители:
На данный момент существуют четыре основные модели, описывающие сущность власти: волюн-
таристская, коммуникативная, структуралистская и постмодернистская.
5
Волюнтаристская модель рассматривает власть как порождение человеческих намерений и стра-
стей. В этой модели любой коллектив представляется в качестве совокупности воль отдельных индиви-
дов, т.е. главным системообразующим началом властных отношений выступает воля. Власть определя-
ется как способность заставить других делать нечто, что при отсутствии давления они делать бы не ста-
ли, способность приводить вещи в движение, изменять ход событий.
Сторонники коммуникативной модели считают, что главным источником власти является общая
система норм и убеждений, разделяемая членами конкретной социальной общности. Такой подход
предполагает также веру в то, что природа людей по своей сути лингвистическая и язык выступает ос-
новным средством социализации человека, его позиционирования в обществе как социальной личности.
При общении появляется коммуникативная среда, в которой возникают определенные отношения, в том
числе и властные. Способность человека действовать, и действовать совместно, определяет власть как
явление групповое, власть не бывает индивидуальна, она всегда рождается и функционирует в коллек-
тиве.
В соответствии со структуралистской моделью власть обладает структурной объективностью, опре-
деляющей человеческое поведение и не сводящееся только к взглядам и убеждениям людей. Основу
власти составляют объективные материальные отношения, которые развиваются по определенным
структурным правилам и законам. Эти общие закономерности развития социальных структур придают
определенную степень устойчивости как общественным отношениям в целом, так и властным отноше-
ниям в частности.
Содержание постмодернистской модели заключается в значительном расширении сферы научного
познания власти. С точки зрения постмодернистов власть концентрируется не только в политической
сфере, но и на микроуровне, в повседневном общении. Основу «микровласти» составляет так называе-
мая асимметрия влияний, определяющаяся разной степенью воздействия субъектов друг на друга в
процессе социального общения, что позволяет говорить о власти как об универсальном явлении. Данная
модель делает акцент на локальном анализе «микровласти».
Как видно из описания сущности этих моделей, ни одна из них не может претендовать на абсо-
лютно полное объяснение онтологической природы власти. В то же время каждая из них обладает
значительным познавательным потенциалом исследования власти как социального явления. Они дос-
таточно адекватно, на разных уровнях пытаются раскрыть суть механизма властных отношений, оп-
ределить источник власти.
Создание единой научной модели власти является задачей чрезвычайной важности. Теоретическое
осмысление проблем власти обычно происходит в рамках изучения основного предмета многих наук.
Для историков власть интересна в исторической ретроспективе, правоведы занимаются анализом власт-
ных государственно-правовых отношений, политологи и социологи разрабатывают практические тех-
нологии. К сожалению, до недавнего времени отдельной науки о власти как таковой не существовало.
Совсем недавно в отечественной научной традиции начала формироваться новая область знания,
новая наука – кратология, основным предметом изучения которой является сущность, природа власти и
все формы ее объективных и субъективных проявлений в окружающей нас действительности. Именно
эта наука отныне будет собирать и систематизировать все знания о власти.
Несмотря на все увеличивающийся интерес к проблематике власти, это явление остается пожалуй
самым загадочным феноменом, постоянно влияющим на судьбу каждого человека. Общую характери-
стику власти уместно закончить словами известного американского социолога и футуролога Элвина
Тоффлера: «Несмотря на сопутствующий самому понятию власть дурной запашок, возникший из-за
злоупотреблений ею, власть сама по себе ни плоха, ни хороша. Это неизбежный аспект любых челове-
ческих взаимоотношений, и он влияет на все – от секса и работы до машины, которую мы водим, теле-
5
См.: Новая философская энциклопедия. В 5 т. М.: Мысль, 2000. Т. 1. С. 418.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »