Теория разделения властей. Косов Р.В. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Мы уже не раз отмечали связь власти и свободы. Парадокс этого соотношения состоит в том, что
власть может порождать как чувство несвободы, например у объектов властных отношений, так и
давать ощущение неограниченной свободы и независимости субъектам власти, степень которых
прямо пропорциональна месту субъекта во властной иерархии.
Кроме всего прочего в индивидуальном измерении власти многое связано с проблемой творчест-
ва. Так или иначе, все виды властных отношений на разных уровнях являются различными формами
социального творчества. Сама возможность влияния на кого-то или на что-то предполагает значи-
тельную степень творческой активности. Поскольку власть является самым мощным средством из-
менения окружающего нас мира, то она, в силу своей природы неизбежно становится одним из са-
мых эффективных способов творческой самореализации личности, т.е. власть позволяет наиболее
полно ощутить себя творцом. Не случайно, приобретая какие-то дополнительные возможности, мы
приобретаем власть. В каком-то смысле власть приближает обладающего ею человека к активной
(творческой) божественной сущности, т.е. к абсолютной свободе творчества. Однако человеку нико-
гда не удастся хотя бы приблизится к этому абсолюту, этим определяется негативная (темная) сторо-
на власти, так как нам (людям) недоступно состояние полной гармонии. Никто из нас не может одно-
временно сочетать в себе максимальную возможность творчества ласть) и хотя бы относительную
гармонию. Получая одно, мы сразу же теряем другое в этом заключается главная трагедия челове-
ческого рода. Почему власть делает человека несчастным? Ответ одновременно прост и сложен
власть поляризует пространство, она его усложняет, делает людей разными. В то же время власть
предоставляет нам выбор и дает (часто мнимое) ощущение свободы и счастья. Таким образом, власть
нарушает внутреннюю гармонию, заставляет человека преобразовывать окружающий мир, но при
этом оставляя его несовершенное содержание без изменений.
Представляется необходимым уточнить смысл распространенного тезиса о том, что власть меня-
ет людей. Власть не столько меняет, сколько развивает отрицательные и очень редко положительные
качества личности. Можно сказать, что в этом смысле власть выступает как разрушающее, энтро-
пийное начало. Постоянная борьба уничтожает внутреннюю гармонию, одновременно в своих внеш-
них проявлениях власть обладает антиэнтропийными, созидательными и регулятивными функциями.
Такое сочетание разных форм выражения бытийного содержания еще раз указывает на дуальность и
в принципе непознаваемый характер природы этого явления. В чем причина разрушающего влияния
власти на внутренний мир человека и почему власть придает личности преимущественно негативные
качества? Возможно все дело не в самой власти, а в неспособности человека противостоять ее воз-
действию. Для свободного (гармоничного) пользования властью, если такое вообще возможно, необ-
ходимо быть чем-то большим чем человек.
Даже религиозная практика не может решить эту проблему, так как смыслом большинства религий
является личное спасение и внутреннее самосовершенствование. Религия не столько развивает, сколько
исправляет. Совершенному (гармоничному) религиозному человеку доступна только внутренняя, ду-
ховная власть над самим собой, и не более. В человеческом измерении абсолютная внешняя власть, как
правило, противостоит внутренней свободе и является скорее препятствием на пути к спасению. С точ-
ки зрения религии гармоничная внешняя власть может принадлежать только Богу.
Мы рассмотрели два самых важных и наиболее масштабных проявления власти: социальное и ин-
дивидуальное. В действительности различных видов и форм власти намного больше, в данном случае
предпринята попытка классификации по принципиально разным направлениям влияния власти на чело-
века и общество. Власть воздействует на все аспекты нашего бытия, начиная с физиологии, социальной
сферы, заканчивая духовным миром отдельной личности, общим менталитетом нации, даже в повсе-
дневном общении на микроуровне, между равными по своему социальному статусу субъектами.
Итак, что же такое власть? Как уже было отмечено, существует множество определений власти. На
наш взгляд наиболее объективно сущность этого явления выражает общее определение власти как спо-
собности и возможности осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение
людей с помощью каких-либо средств. Другими словами власть это возможность влиять на кого-то,
или на что-то.