Психолого-акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования. Козлова Н.В. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

как целостно трактуемой структуры, детерминирующей психические
явления «изнутри». Результаты изучения взрослых людей в научной
школе Ананьева свидетельствуют о том, что человек, проходя ступень
своего развития, которая обозначается как зрелость, переживает и фазы
подъема, и относительной стабильности, и начинающейся инволюции.
В соответствии с такой позицией Б.Г. Ананьев ориентировал
акмеологов на исследование ключевых закономерностей развития и
функционирования взрослого человека в рамках вышеназванной
проблематики и на разработку основ акмеологии как особого научного
явления, считая, что необходимо научное освещение феноменологии
акме, объективирование общего и различного в ней у разных людей,
прослеживание в действии факторов, которые определяют качественно-
количественные характеристики акме.
Идеи Н.А. Рыбникова и Б.Г. Ананьева были развиты в работах
Н.В. Кузьминой, которая имеет значительные исследования в области
педагогической психологии. Ею было впервые предложено понимание
труда как целостной динамичной системы, описаны модели
высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности. Н.В. Кузьмина
формирует ряд положений для обоснования новой науки акмеологии:
положения о профессионализме деятельности и личности, о факторах
достижения или не достижения вершин профессионализма и др. В
работах Н.В. Кузьминой получает дальнейшее развитие начатая циклом
исследований Б.Г. Ананьева экспериментальная акмеология.
Значительный вклад в развитие акмеологии принадлежит также
А.А. Бодалеву, который исследовал: роль социальной макро- и
микросреды в достижении человеком вершины своего развития; акме и
индивидуальность человека; акме и популярность; акмеология и
педагогика; акме и проблема саморазвития.
Методологическую рефлексию акмеологии впервые осуществил
И.Н. Семенов, выделивший основные тенденции ее развития, способы
взаимодействия с другими науками, статус и четыре основных этапа ее
развития:
Первый латентный, когда складывались исторические,
культурологические, социальные, философские, научные, практические,
педагогические предпосылки выделения в научном познании такой
сферы человековедения, как акмеология;
второй этап номинационный, когда социальная потребность в
такого рода знании была осознана и обозначена путем введения в 1927
году специального термина «акмеология»;
третий этап – инкубационный, определяемый возникновением
концептуальной идеи о необходимости констелляции исследований
7