Психолого-акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования. Козлова Н.В. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
АКМЕОЛОГИИ
Акмеология как высокоорганизованная область знания о человеке
Теоретические основы акмеологии были заложены в русской
философии, а экспериментальные в отечественной медицине,
социологии и психологии. Идеи акмического можно найти у
Н.И. Пирогова, В.М. Бехтерева, П.А. Сорокина и др. Особенно ярко
акмическое представлено в литературе (Н. Гумилев, А. Ахматова,
С. Городецкий). А. Ахматова писала: «Я стала акмеисткой …, потому
что мы чувствовали себя людьми ХХ века и не хотели оставаться в
предыдущем». Выбор в пользу акмеистической школы был выбором в
пользу нового, более тревожного и драматичного и, в конечном счете,
более человечного мироощущения. Одно из требований акмеистов
смотреть на мир глазами первооткрывателя.
В античных биографиях слово «акме» означает высшую точку,
время расцвета, лучшую пору в жизни и творчестве. Часто, наряду с
датами рождения и смерти человека, указывались хронологические
границы пережитого им «периода расцвета». И современную
акмеологию науку о «периоде расцвета» интересуют люди разных
профессий, достигающие вершин своих возможностей, и как долго
удерживаются они на этом уровне. Главной проблемой акмеологии
становится не отрезок жизненного времени, объективно, статистически
наиболее благоприятный для творчества в той или иной области, а
состояние духа самого творца, которое может превратить любой период
жизни в «период расцвета».
Само понятие «акмеология» впервые было введено
Н.А. Рыбниковым в 1928 г. для обозначения особого раздела возрастной
психологии – психологии зрелости или взрослости. Б.Г. Ананьев в своей
книге «Человек как предмет познания» показал место и значение
акмеологии в системе наук о человеке, поместив ее в ряд: «педагогика
акмеология геронтология». Это обстоятельство определялось
принципом развития, на который опирался Б.Г. Ананьев при анализе
психофизиологических функций, психических процессов, психических
свойств и состояний человека. Конечным продуктом онтогенетического
развития человека, с точки зрения Б.Г. Ананьева, является обретение им
собственной индивидуальности, когда он становится субъектом своего
жизнетворчества, самостоятельного, глубоко осознанного выстраивания
своего жизненного пути.
А.А. Деркач, анализируя научное творчество Б.Г. Ананьева,
5