ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
§19. Кольцо целых чисел 95
Значит, (0,3)
10
= (0,0100110011001...)
2
. В правой части этого равенства стоит
периодическая дробь с периодом 1001.
Пример 34. Перевес т и число 0,2 в троичную систему. Имеем
0,2
3
0 ,6
3
1 ,8
3
2 ,4
3
1 ,2
3
0 ,6
3
1 ,8
. . .
Значит, (0,3)
10
= (0,012101210121...)
3
. В правой части этого равенства стоит
периодическая дробь с периодом 0121.
Позиционные с истемы нашли широкое применение в современных компью-
терах, где внутреннее представление чисел основано на двоичной систе м е.
Приведём два примера совсем другого рода.
Пример 35 (игра «Ним»). По всей видимости, эта игра впервые появилась
в древнем Китае, и состоит она в следующе м : на стол кладут несколько кучек
одинаковых предметов — например, спичек, и два игрока по о череди выбира-
ют одну из кучек и вынимают из неё любое количество спичек (в частности,
можно взять все, но не менее одной). Выигрывает тот, кто забирает послед-
нюю (есть вариант игры, в котором проигрывает тот, кто взял последнюю
спичку).
Если кучек две, то довольно легко показать, что игрок, сумевший после
своего хода сделать количество спичек в обеих кучках одинаковым, всегда
(если играет правильно!) выигрывает. Таким образом , если в исходной пози-
ции кучки были одинаковыми, то выигрывает второй игрок, в противном же
случае — первый.
Если же кучек несколько (больше двух), то ситуация осложняется. В этом
случае выигрышная позиция определяется сле дующим об разом. Предполо-
жим, например, что имеется четыре кучки и в них 3, 7, 12 и 17 спичек. Пред-
§19. Кольцо целых чисел 95 Значит, (0,3)10 = (0,0100110011001...)2. В правой части этого равенства стоит периодическая дробь с периодом 1001. Пример 34. Перевести число 0,2 в троичную систему. Имеем 0,2 3 0 ,6 3 1 ,8 3 2 ,4 3 1 ,2 3 0 ,6 3 1 ,8 ... Значит, (0,3)10 = (0,012101210121...)3. В правой части этого равенства стоит периодическая дробь с периодом 0121. Позиционные системы нашли широкое применение в современных компью- терах, где внутреннее представление чисел основано на двоичной системе. Приведём два примера совсем другого рода. Пример 35 (игра «Ним»). По всей видимости, эта игра впервые появилась в древнем Китае, и состоит она в следующем: на стол кладут несколько кучек одинаковых предметов — например, спичек, и два игрока по очереди выбира- ют одну из кучек и вынимают из неё любое количество спичек (в частности, можно взять все, но не менее одной). Выигрывает тот, кто забирает послед- нюю (есть вариант игры, в котором проигрывает тот, кто взял последнюю спичку). Если кучек две, то довольно легко показать, что игрок, сумевший после своего хода сделать количество спичек в обеих кучках одинаковым, всегда (если играет правильно!) выигрывает. Таким образом, если в исходной пози- ции кучки были одинаковыми, то выигрывает второй игрок, в противном же случае — первый. Если же кучек несколько (больше двух), то ситуация осложняется. В этом случае выигрышная позиция определяется следующим образом. Предполо- жим, например, что имеется четыре кучки и в них 3, 7, 12 и 17 спичек. Пред-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- …
- следующая ›
- последняя »