Составители:
Рубрика:
Л.М. Гаврилина
119
В истории европейской культуры можно наблюдать после-
довательную смену всех трех типов взаимоотношений фило-
софии и религии: сосуществование – в античной культуре,
синтез – в культуре Средневековья и резкое противостояние –
в культуре Нового времени. В восточных культурах, в китай-
ской, индийской преимущество всегда было за вторым типом
взаимоотношений – синтезом. Конфуцианство, даосизм, инду-
изм
эпохи «Упанишад», ранний буддизм представляли собой
философско-религиозные течения, в которых философская и
религиозная стороны были тесно слиты.
Все три типа взаимоотношений философии и религии ши-
роко представлены в философской рефлексии и имеют своих
сторонников. Представим наиболее характерные аргументы и
позиции по каждому из трех типов.
Тип 1 – сосуществование, когда философия
и религия при-
знаются необходимыми и специфическими формами культу-
ры. Их взаимодействие трактуются разными мыслителями в
категориях равной значимости или даже взаимодополнитель-
ности для культуры, иерархической подчиненности или по-
следовательной смены одной формы другой.
Широкое распространение получила точка зрения, извест-
ная со времен Платона, отчетливо выраженная Ибн Рушдом
(Аверроэс, 1126 – 1198) в
его известной работе «Рассуждение,
выносящее решение относительно связи между религией и
философией»
1
, о том, что философия – для мудрецов, для из-
бранных, религия – для масс. Ибн Рушд не противопоставил
одно другому, а, выявив их особенности, скорее показал воз-
можность их гармонии. Эта точка зрения, пусть в более мяг-
кой форме, высказывалась многими философами. Так, А. Шо-
пенгауэр называл религию «метафизикой для народа».
К.
Ясперс видел отличие между этими двумя формами раз-
вития человеческого духа в том, что философия не нуждается
1
См.: Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. С. 751 – 753 –
фрагменты «Рассуждения…», полностью опубликовано в сборнике:
Религия в изменяющемся мире. М., 1994. С. 183 – 206.
Л.М. Гаврилина В истории европейской культуры можно наблюдать после- довательную смену всех трех типов взаимоотношений фило- софии и религии: сосуществование в античной культуре, синтез в культуре Средневековья и резкое противостояние в культуре Нового времени. В восточных культурах, в китай- ской, индийской преимущество всегда было за вторым типом взаимоотношений синтезом. Конфуцианство, даосизм, инду- изм эпохи «Упанишад», ранний буддизм представляли собой философско-религиозные течения, в которых философская и религиозная стороны были тесно слиты. Все три типа взаимоотношений философии и религии ши- роко представлены в философской рефлексии и имеют своих сторонников. Представим наиболее характерные аргументы и позиции по каждому из трех типов. Тип 1 сосуществование, когда философия и религия при- знаются необходимыми и специфическими формами культу- ры. Их взаимодействие трактуются разными мыслителями в категориях равной значимости или даже взаимодополнитель- ности для культуры, иерархической подчиненности или по- следовательной смены одной формы другой. Широкое распространение получила точка зрения, извест- ная со времен Платона, отчетливо выраженная Ибн Рушдом (Аверроэс, 1126 1198) в его известной работе «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией»1, о том, что философия для мудрецов, для из- бранных, религия для масс. Ибн Рушд не противопоставил одно другому, а, выявив их особенности, скорее показал воз- можность их гармонии. Эта точка зрения, пусть в более мяг- кой форме, высказывалась многими философами. Так, А. Шо- пенгауэр называл религию «метафизикой для народа». К. Ясперс видел отличие между этими двумя формами раз- вития человеческого духа в том, что философия не нуждается 1 См.: Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. С. 751 753 фрагменты «Рассуждения », полностью опубликовано в сборнике: Религия в изменяющемся мире. М., 1994. С. 183 206. 119
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- …
- следующая ›
- последняя »