Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 119 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Л.М. Гаврилина
11
7
числе и мировых) религий и связанные с их догматикой. Ми-
фологизация некоторых религиозных идей, образов, в том
числе личностей основателей отдельных течений, позволяла
лучше донести их до сознания верующих масс. Яркий пример
этомумифологизация образа Сиддхартхи Гаутамы, основа-
теля буддизма. В текстах палийского канона (наиболее ранних
буддийских текстах) нет какой-либо
связной биографии Буд-
ды. В «Суттапитаке» его жизньс момента просветления; в
более поздней литературе представлена полная биография
Будды с самого рождения, изобилующая легендарными и ми-
фологическими элементами
1
. Реальная историческая личность
по мере распространения его учения за пределы узкой группы
учеников, знавших его, превратилась в принца, чье рождение
было связано с массой чудесных предзнаменований и т.д.
Миф жив и поныне. Он существует в современном мире, на-
ходя себе место в сложном взаимодействии с религией, наукой,
философией, суевериями.
Эта наиболее ранняя в истории чело-
вечества форма сознания проявляет себя, постоянно мифологи-
зируя отдельные виды человеческой деятельности (например,
миф о всесилии науки, столь популярный в XIX веке), отдельные
личностидедушку» Ленина или «отца всех народов» Сталина),
исторические эпохи (золотой век в прошлом или «коммунизм
как светлое будущее»), народы, расы. Конечно, он
не занимает
центрального места в культуре, не является главенствующей ча-
стью религии, но как форма сознания миф, по-видимому, будет
жить столько, сколько будет жить человечество.
Религия и философия. Вопрос о соотношении религии и
философии обсуждался многократно, с разных позиций, тем
более, что и само сосуществование и взаимодействие этих
форм
культуры было довольно сложным. На школьном уровне
дифференциация философии и религии выглядит достаточно
просто: философия обращена к разуму, к знанию, в то время
как религияк вере. На самом деле все гораздо сложнее и
1
См.: Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм. Ранняя буддийская
философия. М., 1994. Лекция 4. Образ Будды.
                                              Л.М. Гаврилина
числе и мировых) религий и связанные с их догматикой. Ми-
фологизация некоторых религиозных идей, образов, в том
числе личностей основателей отдельных течений, позволяла
лучше донести их до сознания верующих масс. Яркий пример
этому – мифологизация образа Сиддхартхи Гаутамы, основа-
теля буддизма. В текстах палийского канона (наиболее ранних
буддийских текстах) нет какой-либо связной биографии Буд-
ды. В «Суттапитаке» его жизнь – с момента просветления; в
более поздней литературе представлена полная биография
Будды с самого рождения, изобилующая легендарными и ми-
фологическими элементами1. Реальная историческая личность
по мере распространения его учения за пределы узкой группы
учеников, знавших его, превратилась в принца, чье рождение
было связано с массой чудесных предзнаменований и т.д.
   Миф жив и поныне. Он существует в современном мире, на-
ходя себе место в сложном взаимодействии с религией, наукой,
философией, суевериями. Эта наиболее ранняя в истории чело-
вечества форма сознания проявляет себя, постоянно мифологи-
зируя отдельные виды человеческой деятельности (например,
миф о всесилии науки, столь популярный в XIX веке), отдельные
личности («дедушку» Ленина или «отца всех народов» Сталина),
исторические эпохи (золотой век в прошлом или «коммунизм
как светлое будущее»), народы, расы. Конечно, он не занимает
центрального места в культуре, не является главенствующей ча-
стью религии, но как форма сознания миф, по-видимому, будет
жить столько, сколько будет жить человечество.
   Религия и философия. Вопрос о соотношении религии и
философии обсуждался многократно, с разных позиций, тем
более, что и само сосуществование и взаимодействие этих
форм культуры было довольно сложным. На школьном уровне
дифференциация философии и религии выглядит достаточно
просто: философия обращена к разуму, к знанию, в то время
как религия – к вере. На самом деле все гораздо сложнее и
1
 См.: Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм. Ранняя буддийская
философия. М., 1994. Лекция 4. Образ Будды.
                                                         117