Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 118 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Глава 3. Религия в системе культурного универсума
11
6
госу»
1
. Однако в случае с религией вопрос оказывается более
сложным. Ведь когда мы говорим о религии Древнего Египта,
народов Древней Месопотамии, то имеем дело уже с чем-то
иным, нежели «ранние формы религии», вплетенные в мифо-
логическую целостность. Здесь уже появляются многие со-
ставляющие зрелых религий: разветвленный и иерархизиро-
ванный пантеон
богов, институт жречества, разработанная
система храмового строительства, культа, иконографии бо-
жеств, религиозные тексты. У разных авторов нет единства
мнений по поводу того, сохранял ли для древних египтян мир
прежнюю мифологическую целостность или уже произошло
религиозное удвоение мира. Однако огромное внимание, уде-
лявшееся египтянами подготовке перехода умершего в за-
гробный мир, скорее
свидетельствует о том, что такое удвое-
ние реальности у них уже произошло, а значит, можно гово-
рить не о существовании некоей «предрелигии» в рамках ми-
фа, а о появлении религии в собственном смысле слова. Во-
обще в эпоху древних цивилизаций мифологическое сознание,
хотя и сохраняет свое господствующее положение, уже сильно
отличается от синкретизма первобытности: начался процесс
автономизации культурных форм. Свидетельством тому мо-
жет быть в числе прочего и становление религии как особой
сферы культуры.
Совершенно новая ситуация во взаимоотношениях мифа и
религии складывается после осевого времени, когда миф пере-
стает быть господствующей формой миропонимания и пери-
мещается на периферию культуры, оставаясь
важной состав-
ляющей обыденного сознания, некоторых форм идеологии и
религии. Теперь уже религия выступает как общее по отноше-
нию к мифу как частному. В современной науке принято раз-
делять мифологию на первичную и вторичную. К первичным
относят архаические архетипические мифы, к вторичным
мифологические сюжеты, возникшие в рамках развитых (в том
1
См.: Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и на-
значение истории. М., 1994. С. 28 – 287.
Глава 3. Религия в системе культурного универсума
госу»1. Однако в случае с религией вопрос оказывается более
сложным. Ведь когда мы говорим о религии Древнего Египта,
народов Древней Месопотамии, то имеем дело уже с чем-то
иным, нежели «ранние формы религии», вплетенные в мифо-
логическую целостность. Здесь уже появляются многие со-
ставляющие зрелых религий: разветвленный и иерархизиро-
ванный пантеон богов, институт жречества, разработанная
система храмового строительства, культа, иконографии бо-
жеств, религиозные тексты. У разных авторов нет единства
мнений по поводу того, сохранял ли для древних египтян мир
прежнюю мифологическую целостность или уже произошло
религиозное удвоение мира. Однако огромное внимание, уде-
лявшееся египтянами подготовке перехода умершего в за-
гробный мир, скорее свидетельствует о том, что такое удвое-
ние реальности у них уже произошло, а значит, можно гово-
рить не о существовании некоей «предрелигии» в рамках ми-
фа, а о появлении религии в собственном смысле слова. Во-
обще в эпоху древних цивилизаций мифологическое сознание,
хотя и сохраняет свое господствующее положение, уже сильно
отличается от синкретизма первобытности: начался процесс
автономизации культурных форм. Свидетельством тому мо-
жет быть в числе прочего и становление религии как особой
сферы культуры.
    Совершенно новая ситуация во взаимоотношениях мифа и
религии складывается после осевого времени, когда миф пере-
стает быть господствующей формой миропонимания и пери-
мещается на периферию культуры, оставаясь важной состав-
ляющей обыденного сознания, некоторых форм идеологии и
религии. Теперь уже религия выступает как общее по отноше-
нию к мифу как частному. В современной науке принято раз-
делять мифологию на первичную и вторичную. К первичным
относят архаические архетипические мифы, к вторичным –
мифологические сюжеты, возникшие в рамках развитых (в том
1
 См.: Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и на-
значение истории. М., 1994. С. 28 – 287.
116