Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 120 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Глава 3. Религия в системе культурного универсума
118
элемент веры присутствует в философии так же, как и разум,
знание в религии. По проблеме соотношения выры и разума
написано немало работ и высказано множество позиций, она
стала сквозной в европейской культуре. Религиозная вера вро-
де бы не требует никакого рационального обоснования, иногда
даже может противоречить разумуверую, ибо абсурдно»),
философия
же всегда ищет разумного и рационального обос-
нования своих положений, использует рассуждения, доказа-
тельства, данные науки и повседневного опыта. Однако в ис-
тории европейской культуры наряду с «верую, чтобы пони-
мать» часто появлялось «понимать, чтобы верить». Религию и
философию отличает и сам процесс обретения знания. В осно-
ве религиозного знания
некий авторитет (книга, человек,
священное предание). Философия же с первых своих шагов
постоянно демонстрировала критическое отношения к любым
авторитетам.
Сложность разведения философии и религии определена
единством их гносеологического объекта; та и другая обраще-
ны к познанию мира и человека. Философия, как и религия,
обладает способностью к трансцендированию, то есть выходу
за
пределы чувственно осязаемой реальности, она так же, как
и религия, удваивает мир. Но в отличие от религии в филосо-
фии не является решающим признание за этим сверхчувствен-
ным миром способности оказывать решающее воздействие на
судьбы земного мира. Для религии этоважнейшая характе-
ристика, и именно для реализации данной связи формируется
культ: система действий и обрядов, призванных тем или иным
способом воздействовать на высший из миров.
Судьбы взаимоотношений религии и философии по-
разному складывались в разных культурах. Можно выявить
несколько типов взаимоотношения философии и религии:
тип 1 – сосуществование (индифферентное или друже-
ское);
тип 2 – синтез, взаимопроникновение;
тип 3 – противостояние, вражда.
Глава 3. Религия в системе культурного универсума
элемент веры присутствует в философии так же, как и разум,
знание в религии. По проблеме соотношения выры и разума
написано немало работ и высказано множество позиций, она
стала сквозной в европейской культуре. Религиозная вера вро-
де бы не требует никакого рационального обоснования, иногда
даже может противоречить разуму («верую, ибо абсурдно»),
философия же всегда ищет разумного и рационального обос-
нования своих положений, использует рассуждения, доказа-
тельства, данные науки и повседневного опыта. Однако в ис-
тории европейской культуры наряду с «верую, чтобы пони-
мать» часто появлялось «понимать, чтобы верить». Религию и
философию отличает и сам процесс обретения знания. В осно-
ве религиозного знания – некий авторитет (книга, человек,
священное предание). Философия же с первых своих шагов
постоянно демонстрировала критическое отношения к любым
авторитетам.
    Сложность разведения философии и религии определена
единством их гносеологического объекта; та и другая обраще-
ны к познанию мира и человека. Философия, как и религия,
обладает способностью к трансцендированию, то есть выходу
за пределы чувственно осязаемой реальности, она так же, как
и религия, удваивает мир. Но в отличие от религии в филосо-
фии не является решающим признание за этим сверхчувствен-
ным миром способности оказывать решающее воздействие на
судьбы земного мира. Для религии это – важнейшая характе-
ристика, и именно для реализации данной связи формируется
культ: система действий и обрядов, призванных тем или иным
способом воздействовать на высший из миров.
    Судьбы взаимоотношений религии и философии по-
разному складывались в разных культурах. Можно выявить
несколько типов взаимоотношения философии и религии:
    • тип 1 – сосуществование (индифферентное или друже-
ское);
    • тип 2 – синтез, взаимопроникновение;
    • тип 3 – противостояние, вражда.
118