Составители:
Рубрика:
Глава 3. Религия в системе культурного универсума
138
Имея в виду существовавшие в истории человеческой
культуры тесные, сложные и иногда полярно оцениваемые
взаимоотношения религии и искусства, попробуем их пред-
ставить как два разных феномена культуры.
Религию в самом общем виде можно определить как осо-
бый способ организации духовного опыта человечества, в ос-
нове которого лежит вера в существование сверхчувственной
реальности, имеющей власть над земным, чувственным ми-
ром. Не случайно религиозный опыт часто описывается как
«чувство зависимости, принимающее форму чувства тварно-
сти, чувства собственного ничтожества и преходящности в со-
поставлении с тем, что возвышается над всеми творениями…
чувство религиозного благоговейного ужаса и бессилия перед
“mysterium tremendum” (неслыханной тайной). И, наконец, это
чувство томления по трансцендентному существу, чарующему
нас»
1
. Это описание религиозного опыта, сделанное Рудоль-
фом Отто (1869 – 1937) в книге «Священное», получило боль-
шую известность и признание в современном религиоведении.
Чувство зависимости и подчинения признается одним из ос-
новных в отношении человека к сверхчувственному миру.
Искусство – способ образного освоения реальности, то есть
способ образного выражения людьми своих внутренних со-
стояний
и отношений с окружающим через формообразование,
своего рода «моделирование культурных ситуаций с помощью
образных заместителей реальности. Такое “прожективное” вос-
произведение и изменение жизненной среды обусловливает
большую эффективность реальной деятельности, поскольку, во-
первых, не дает угаснуть вниманию людей к рутинным аспек-
там повседневной жизни, а во-вторых, позволяет выявить новые
связи и
возможности, содержащиеся в этой среде»
2
.
Искусство может моделировать любые культурные ситуа-
ции и передавать разные оттенки эмоционального состояния
1
Цит. по: Кимелёв Ю.А. Философия религии: Систематический
очерк. М., 1998. С. 53.
2
Киященко Н.И. Искусство: образное освоение реальности // Мор-
фология культуры. Структура и динамика. М., 1994. С. 163.
Глава 3. Религия в системе культурного универсума Имея в виду существовавшие в истории человеческой культуры тесные, сложные и иногда полярно оцениваемые взаимоотношения религии и искусства, попробуем их пред- ставить как два разных феномена культуры. Религию в самом общем виде можно определить как осо- бый способ организации духовного опыта человечества, в ос- нове которого лежит вера в существование сверхчувственной реальности, имеющей власть над земным, чувственным ми- ром. Не случайно религиозный опыт часто описывается как «чувство зависимости, принимающее форму чувства тварно- сти, чувства собственного ничтожества и преходящности в со- поставлении с тем, что возвышается над всеми творениями чувство религиозного благоговейного ужаса и бессилия перед mysterium tremendum (неслыханной тайной). И, наконец, это чувство томления по трансцендентному существу, чарующему нас»1. Это описание религиозного опыта, сделанное Рудоль- фом Отто (1869 1937) в книге «Священное», получило боль- шую известность и признание в современном религиоведении. Чувство зависимости и подчинения признается одним из ос- новных в отношении человека к сверхчувственному миру. Искусство способ образного освоения реальности, то есть способ образного выражения людьми своих внутренних со- стояний и отношений с окружающим через формообразование, своего рода «моделирование культурных ситуаций с помощью образных заместителей реальности. Такое прожективное вос- произведение и изменение жизненной среды обусловливает большую эффективность реальной деятельности, поскольку, во- первых, не дает угаснуть вниманию людей к рутинным аспек- там повседневной жизни, а во-вторых, позволяет выявить новые связи и возможности, содержащиеся в этой среде»2. Искусство может моделировать любые культурные ситуа- ции и передавать разные оттенки эмоционального состояния 1 Цит. по: Кимелёв Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М., 1998. С. 53. 2 Киященко Н.И. Искусство: образное освоение реальности // Мор- фология культуры. Структура и динамика. М., 1994. С. 163. 138
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- …
- следующая ›
- последняя »