Составители:
Рубрика:
Л.М. Гаврилина
139
людей. Это может быть и «чувство зависимости и подчинения»,
рождаемое религиозным опытом, и чувство торжества от ощу-
щения господства над миром. Сам же художник может при
этом также испытывать разные чувства: чувство свободы и
творческой радости, когда «формообразование» совпало с за-
мыслом (вспомним: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!»), и
чув-
ство бессилия, собственной никчемности, когда это не удается.
Онтологический аспект в соотношении религии и искусст-
ва проанализировал Д.М. Угринович в широко известной кни-
ге «Искусство и религия»
1
. Он выделяет в человеческой прак-
тике две стороны, без вычленения которых, по его мнению,
нельзя правильно понять социальных истоков и искусства, и
религии. Одна сторона человеческой практики выражает и
фиксирует степень господства людей над объективным миром,
другая – господство объективных условий жизни над людьми.
«Факты свидетельствуют о том, что зачатки искусства
и пер-
воначальные религиозные верования возникали одновремен-
но. Хотя для появления зачатков искусства и первых магиче-
ских верований требовались общие гносеологические предпо-
сылки (определенный уровень развития и воображения, эле-
ментарное умение абстрагировать и обобщать), социальные
потребности, породившие их, принципиально отличаются
друг от друга. Художественное творчество возникало на осно-
ве успехов
трудовой, производственной деятельности людей,
как результат все более глубокого овладения свойствами ве-
щей, умения придать окружающим предметам необходимые
для людей формы, выявить их объективные качества (симмет-
рию, гармонию, ритм и т.д.). Зачатки искусства, следователь-
но, связаны с той стороной человеческой практики, которая
выступает как проявление человеческой свободы»
2
.
Возникновение религии Д.М. Угринович связывает, напро-
тив, с ограниченностью человеческой практики, неспособно-
стью человека постоянно обеспечить желаемый результат
1
Угринович Д.М. Искусство и религия: Теоретический очерк. М.,
1982.
2
Там же. С. 91 – 92.
Л.М. Гаврилина людей. Это может быть и «чувство зависимости и подчинения», рождаемое религиозным опытом, и чувство торжества от ощу- щения господства над миром. Сам же художник может при этом также испытывать разные чувства: чувство свободы и творческой радости, когда «формообразование» совпало с за- мыслом (вспомним: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!»), и чув- ство бессилия, собственной никчемности, когда это не удается. Онтологический аспект в соотношении религии и искусст- ва проанализировал Д.М. Угринович в широко известной кни- ге «Искусство и религия»1. Он выделяет в человеческой прак- тике две стороны, без вычленения которых, по его мнению, нельзя правильно понять социальных истоков и искусства, и религии. Одна сторона человеческой практики выражает и фиксирует степень господства людей над объективным миром, другая господство объективных условий жизни над людьми. «Факты свидетельствуют о том, что зачатки искусства и пер- воначальные религиозные верования возникали одновремен- но. Хотя для появления зачатков искусства и первых магиче- ских верований требовались общие гносеологические предпо- сылки (определенный уровень развития и воображения, эле- ментарное умение абстрагировать и обобщать), социальные потребности, породившие их, принципиально отличаются друг от друга. Художественное творчество возникало на осно- ве успехов трудовой, производственной деятельности людей, как результат все более глубокого овладения свойствами ве- щей, умения придать окружающим предметам необходимые для людей формы, выявить их объективные качества (симмет- рию, гармонию, ритм и т.д.). Зачатки искусства, следователь- но, связаны с той стороной человеческой практики, которая выступает как проявление человеческой свободы»2. Возникновение религии Д.М. Угринович связывает, напро- тив, с ограниченностью человеческой практики, неспособно- стью человека постоянно обеспечить желаемый результат 1 Угринович Д.М. Искусство и религия: Теоретический очерк. М., 1982. 2 Там же. С. 91 92. 139
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- …
- следующая ›
- последняя »