Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 143 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Л.М. Гаврилина
141
В религиозном отношении к объекту, напротив, доминиру-
ет «элемент смутного его предощущения». Практически все
мировые религии ориентирует верующих на то, что художест-
венное произведение есть образ, который не во всем подобен
первообразу, это «неподобное подобие», не отражающее су-
щественное в реальном объекте, но всего лишь напоминающее
о нем. Верующий переводит чувственные
образные впечатле-
ния не на уровень логических умозаключений, а в сферу
принципов религиозной веры и догматов. «Гносеологическое
значение религиозного канона заключается в том, что он дает
возможность эмоциональные смутные реакции перевести сра-
зу же на уровень жестких, твердых религиозных представле-
ний, минуя путь творческой фантазии»
1
.
Так, христианская церковь, используя искусство как
средство мощного эстетического и психологического воздей-
ствия на верующих, поддерживала и закрепляла в традиции
те приемы, которые создают впечатление ирреальности.
Струящийся из-под вознесшегося ввысь купола свет, золотые
фоны и нимбы, «плывущие» в безвоздушном пространстве
статичные, недвижные фигуры святых, освещаемые колеб-
лющимся пламенем свечей,
многоголосое пение, особым об-
разом звучащее под сводами храма, – все это составные эле-
менты сильнейшей «симфонии», названной П. Флоренским
«храмовым действом»
2
. Цель этого храмового действа, все
элементы которого тщательно отбирались на протяжении
многих столетий, пока не составили этот стройный по компо-
зиции, мощнейший по силе эстетического, психологического
воздействия ансамбль, – вызвать у всех присутствующих
сходные чувства открытости «миру горнему», ощущение
контакта с ним, «восхождения» к Богу, слиянности с ним. В
данном случае
средствами искусства, сущностным свойством
которого является возможность моделирования ситуаций,
решаются строго религиозные задачи.
1
Яковлев Е.Г. Эстетическое познание и религия. С. 325.
2
Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств // Флорен-
ский П. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 199 – 212.
                                                Л.М. Гаврилина
   В религиозном отношении к объекту, напротив, доминиру-
ет «элемент смутного его предощущения». Практически все
мировые религии ориентирует верующих на то, что художест-
венное произведение есть образ, который не во всем подобен
первообразу, это «неподобное подобие», не отражающее су-
щественное в реальном объекте, но всего лишь напоминающее
о нем. Верующий переводит чувственные образные впечатле-
ния не на уровень логических умозаключений, а в сферу
принципов религиозной веры и догматов. «Гносеологическое
значение религиозного канона заключается в том, что он дает
возможность эмоциональные смутные реакции перевести сра-
зу же на уровень жестких, твердых религиозных представле-
ний, минуя путь творческой фантазии»1.
   Так, христианская церковь, используя искусство как
средство мощного эстетического и психологического воздей-
ствия на верующих, поддерживала и закрепляла в традиции
те приемы, которые создают впечатление ирреальности.
Струящийся из-под вознесшегося ввысь купола свет, золотые
фоны и нимбы, «плывущие» в безвоздушном пространстве
статичные, недвижные фигуры святых, освещаемые колеб-
лющимся пламенем свечей, многоголосое пение, особым об-
разом звучащее под сводами храма, – все это составные эле-
менты сильнейшей «симфонии», названной П. Флоренским
«храмовым действом»2. Цель этого храмового действа, все
элементы которого тщательно отбирались на протяжении
многих столетий, пока не составили этот стройный по компо-
зиции, мощнейший по силе эстетического, психологического
воздействия ансамбль, – вызвать у всех присутствующих
сходные чувства открытости «миру горнему», ощущение
контакта с ним, «восхождения» к Богу, слиянности с ним. В
данном случае средствами искусства, сущностным свойством
которого является возможность моделирования ситуаций,
решаются строго религиозные задачи.
1
 Яковлев Е.Г. Эстетическое познание и религия. С. 325.
2
  Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств // Флорен-
ский П. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 199 – 212.
                                                           141