Составители:
Рубрика:
Л.М. Гаврилина
143
тины А. Иванова, Н. Ге, И. Крамского – их невозможно понять,
не будучи знакомым с религиозными идеями, в них воплощен-
ными, но содержание произведений не исчерпывается ими.
Т. Буркхардт, автор недавно переведенной на русский язык кни-
ги «Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и
методы»
1
, разделяет сакральное и религиозное искусство. «Ис-
кусство в собственном смысле слова не может называться “са-
кральным” только на том основании, что его темы порождают-
ся духовной истиной; его формальный язык также должен сви-
детельствовать о подобном источнике. К примеру, не является
сакральным религиозное искусство периодов ренессанса и ба-
рокко, которое
в плане стиля ничем не отличается от принципи-
ально светского искусства своей эпохи; ни темы, которые оно
заимствует из религии сугубо внешним и как бы литературным
образом, ни благочестивые чувства, которыми оно проникнуто
в соответствующих случаях, ни даже благородство души, кото-
рое иногда находит в нем свое выражение, не способны придать
этому искусству сакральный характер. Никакое искусство не
заслуживает этого эпитета, если его формы как таковые не от-
ражают духовного видения, характерного для определенной ре-
лигии»
2
. Таким образом, главное свойство сакрального (культо-
вого, конфессионального) искусства состоит в том, что сама
форма, формальный язык произведения заданы религией, опре-
делены религиозным каноном. В этом случае религиозное со-
держание не просто накладывается на него, а имеет тесную
взаимосвязь с формой. Религиозное искусство внеканониче-
ское, внекультовое – это искусство, апеллирующее к
религиоз-
ным идеям, но рассматривающее их вне узкого конфессиональ-
ного контекста, использующее формальный язык, не закреп-
ленный в религиозном каноне. Светское искусство – искусство
вне религиозной тематики и формы.
Канон в религии и искусстве. Канон как некий свод правил,
образцов, являющихся образцом для подражания, может быть не
1
Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и
методы. М., 1999.
2
Там же. С. 6.
Л.М. Гаврилина тины А. Иванова, Н. Ге, И. Крамского их невозможно понять, не будучи знакомым с религиозными идеями, в них воплощен- ными, но содержание произведений не исчерпывается ими. Т. Буркхардт, автор недавно переведенной на русский язык кни- ги «Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы»1, разделяет сакральное и религиозное искусство. «Ис- кусство в собственном смысле слова не может называться са- кральным только на том основании, что его темы порождают- ся духовной истиной; его формальный язык также должен сви- детельствовать о подобном источнике. К примеру, не является сакральным религиозное искусство периодов ренессанса и ба- рокко, которое в плане стиля ничем не отличается от принципи- ально светского искусства своей эпохи; ни темы, которые оно заимствует из религии сугубо внешним и как бы литературным образом, ни благочестивые чувства, которыми оно проникнуто в соответствующих случаях, ни даже благородство души, кото- рое иногда находит в нем свое выражение, не способны придать этому искусству сакральный характер. Никакое искусство не заслуживает этого эпитета, если его формы как таковые не от- ражают духовного видения, характерного для определенной ре- лигии»2. Таким образом, главное свойство сакрального (культо- вого, конфессионального) искусства состоит в том, что сама форма, формальный язык произведения заданы религией, опре- делены религиозным каноном. В этом случае религиозное со- держание не просто накладывается на него, а имеет тесную взаимосвязь с формой. Религиозное искусство внеканониче- ское, внекультовое это искусство, апеллирующее к религиоз- ным идеям, но рассматривающее их вне узкого конфессиональ- ного контекста, использующее формальный язык, не закреп- ленный в религиозном каноне. Светское искусство искусство вне религиозной тематики и формы. Канон в религии и искусстве. Канон как некий свод правил, образцов, являющихся образцом для подражания, может быть не 1 Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М., 1999. 2 Там же. С. 6. 143
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- …
- следующая ›
- последняя »