Составители:
Рубрика:
Л.М. Гаврилина
145
воплощаются неисчерпаемо сложные, эмоционально окра-
шенные человеческие переживания и понятия.
Символы в религии, выполняя литургическую, ритуали-
стическую функцию, являются воплощением смыслов над-
мирного бытия, непреходящего и вечного. Они наглядно де-
монстрируют присутствие в земной реальности трансцендент-
ного начала, постулируют связь мира дольнего и горнего. В
этом состоит их главное предназначение. «Отсюда
особая
“сверхнагруженность” религиозно-культурных символов мно-
гообразными историческими, современными, нравственными,
эстетическими, мистическими, социальными и иными смыс-
лами, синкретически “спаянными” в одно нерасторжимое по
своему единству содержание, явленное непосредственно, це-
лостно и полно любому субъекту, причастному трансценден-
тальной тайне бытия. Отсюда же и исключительная обобщен-
ность религиозных символов, благодаря своей абстрактности
удерживающих свое культурное содержание в пределах ог-
ромных по своему временному и пространственному масшта-
бу эпох, наднациональных и трансгосударственных общно-
стей в мировых религиях. Такие символы позволяют связать в
некую целостность духовные переживания миллионов людей,
различных по своим этническим истокам, культурным тради-
циям и исторической судьбе; выступить как формообразую-
щие
и системообразующие факторы отдельных культур и це-
лых цивилизаций (что непосильно для науки или искусства)»
1
.
Заключение
Рассмотрев взаимоотношения между религией и такими фе-
номенами культуры, как миф, философия, наука, искусство, мы
пришли к выводу о том, что у каждого из них есть свой культур-
ный опыт, свой язык, своя почва, на которой они произрастают.
Отношения между ними не могут строиться ни по принципам
иерархии, ни
в категориях подсистем общества. Скорее это от-
1
Кондаков И.В. Религия: культурная кумуляция опыта духовной
жизни // Морфология культуры. Структура и динамика… С. 138.
Л.М. Гаврилина воплощаются неисчерпаемо сложные, эмоционально окра- шенные человеческие переживания и понятия. Символы в религии, выполняя литургическую, ритуали- стическую функцию, являются воплощением смыслов над- мирного бытия, непреходящего и вечного. Они наглядно де- монстрируют присутствие в земной реальности трансцендент- ного начала, постулируют связь мира дольнего и горнего. В этом состоит их главное предназначение. «Отсюда особая сверхнагруженность религиозно-культурных символов мно- гообразными историческими, современными, нравственными, эстетическими, мистическими, социальными и иными смыс- лами, синкретически спаянными в одно нерасторжимое по своему единству содержание, явленное непосредственно, це- лостно и полно любому субъекту, причастному трансценден- тальной тайне бытия. Отсюда же и исключительная обобщен- ность религиозных символов, благодаря своей абстрактности удерживающих свое культурное содержание в пределах ог- ромных по своему временному и пространственному масшта- бу эпох, наднациональных и трансгосударственных общно- стей в мировых религиях. Такие символы позволяют связать в некую целостность духовные переживания миллионов людей, различных по своим этническим истокам, культурным тради- циям и исторической судьбе; выступить как формообразую- щие и системообразующие факторы отдельных культур и це- лых цивилизаций (что непосильно для науки или искусства)»1. Заключение Рассмотрев взаимоотношения между религией и такими фе- номенами культуры, как миф, философия, наука, искусство, мы пришли к выводу о том, что у каждого из них есть свой культур- ный опыт, свой язык, своя почва, на которой они произрастают. Отношения между ними не могут строиться ни по принципам иерархии, ни в категориях подсистем общества. Скорее это от- 1 Кондаков И.В. Религия: культурная кумуляция опыта духовной жизни // Морфология культуры. Структура и динамика С. 138. 145
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- …
- следующая ›
- последняя »