Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 144 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Глава 3. Религия в системе культурного универсума
142
Художественный образглавный результат художествен-
ного творчествапредставляет действительность как целост-
ный, чувственный, бесконечно богатый мир. Посредством ис-
кусства люди получают конкретное, разнообразное знание о
различных аспектах жизни. Это знание не является рациона-
лизированным и достоверным, как в науке, но оно более цело-
стно и полно отражает мир людей. Не случайно
в последние
годы мы наблюдаем феномен использования художественного
текста вместо научного для более полной реконструкции исто-
рической эпохи, как это делает Умберто Эко в своих романах.
Искусство обладает информационной избыточностью или не-
ограниченной информативностью. Истинный художник в своем
произведении отражает мир гораздо более полно, чем изна-
чально планирует (примером могут
служить романы М.А. Шо-
лохова), именно это делает художника «камертоном эпохи», а
его произведение – «энциклопедией жизни». Именно поэтому
великие произведения искусства «прочитываются» заново ка-
ждой новой эпохой, они многоплановы и неисчерпаемы по со-
держащимся в них смыслам: религиозным, философским, по-
литическим, социальным, эстетическим.
В том случае, когда искусство используется для
передачи
религиозных идей, для отражения мира горнего, его неогра-
ниченная информативность сужается, канализируется рели-
гиозными догматами и каноном. Все направлено на создание
заранее заданного результата, на то, чтобы вызвать у зрите-
лей запланированные реакции, ассоциации. Это сужает воз-
можности искусства и демонстрирует служебный характер
его использования.
Искусство сакральное, религиозное и
светское. Анализи-
руя взаимоотношения религии и искусства, по-видимому, есть
необходимость как-то разграничить конфессиональное искус-
ство, включенное в систему религиозного культа, подчиненное
догматике, и искусство, обращающееся к религиозным темам и
проблемам, но рассматривающее их в рамках более широких
антропологических, исторических, социальных коннотаций.
Таковы, например, фрески и скульптуры Микеланджело, кар-
Глава 3. Религия в системе культурного универсума
    Художественный образ – главный результат художествен-
ного творчества – представляет действительность как целост-
ный, чувственный, бесконечно богатый мир. Посредством ис-
кусства люди получают конкретное, разнообразное знание о
различных аспектах жизни. Это знание не является рациона-
лизированным и достоверным, как в науке, но оно более цело-
стно и полно отражает мир людей. Не случайно в последние
годы мы наблюдаем феномен использования художественного
текста вместо научного для более полной реконструкции исто-
рической эпохи, как это делает Умберто Эко в своих романах.
Искусство обладает информационной избыточностью или не-
ограниченной информативностью. Истинный художник в своем
произведении отражает мир гораздо более полно, чем изна-
чально планирует (примером могут служить романы М.А. Шо-
лохова), именно это делает художника «камертоном эпохи», а
его произведение – «энциклопедией жизни». Именно поэтому
великие произведения искусства «прочитываются» заново ка-
ждой новой эпохой, они многоплановы и неисчерпаемы по со-
держащимся в них смыслам: религиозным, философским, по-
литическим, социальным, эстетическим.
    В том случае, когда искусство используется для передачи
религиозных идей, для отражения мира горнего, его неогра-
ниченная информативность сужается, канализируется рели-
гиозными догматами и каноном. Все направлено на создание
заранее заданного результата, на то, чтобы вызвать у зрите-
лей запланированные реакции, ассоциации. Это сужает воз-
можности искусства и демонстрирует служебный характер
его использования.
    Искусство сакральное, религиозное и светское. Анализи-
руя взаимоотношения религии и искусства, по-видимому, есть
необходимость как-то разграничить конфессиональное искус-
ство, включенное в систему религиозного культа, подчиненное
догматике, и искусство, обращающееся к религиозным темам и
проблемам, но рассматривающее их в рамках более широких
антропологических, исторических, социальных коннотаций.
Таковы, например, фрески и скульптуры Микеланджело, кар-

142