Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 139 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Л.М. Гаврилина
13
7
ном поле появляется концепция Х. Зедльмайра об «истории искус-
ства как истории религии»
1
, в которой отражается представление о
том, что искусство есть форма общения человека со сферой боже-
ственного и что подлинным искусством является лишь то, которое
вовлечено в религиозный культ. У него рождается смелое, захва-
тывающее дух предположение о том, что понятая таким образом
история искусства близка к тому, чтобы занять «преимуществен-
ное положение среди наук о духе». По сути, искусством называ-
лось только искусство религиозное, опыт религиозный предельно
сближался с опытом эстетическим, сама религия становилась в не-
котором роде искусством. Так, для Г. Честертона, Д. Ньюмена,
Ш. Пеги католичество являлось «самой поэтической религией».
С другой стороны, в романтическом движении искусство рас-
сматривалось
как явление столь же важное и существенное, как и
религия, или даже само объявлялось религией. Романтики созда-
ли культ творчества и творца. Творческий процесс рассматривал-
ся как нечто трансцендентное, создание художественного произ-
ведения уподоблялось процессу божественного творения вне за-
висимости от темы, сюжета. Примечательны в этом отношении
слова Гете, который
был величайшим авторитетом для многих
романтиков: «Религия находится в таком же отношении к искус-
ству, как и всякий другой из высших интересов жизни. Ее надо
рассматривать лишь как материал, совершенно равноправный с
материалом, доставляемым искусству прочими сторонами жиз-
ни. Точно так же вера и невериеэто отнюдь не те критерии, с
помощью которых должны восприниматься произведения искус-
ства. Наоборот, для их восприятия нужны совершенно другие
человеческие силы и способности. Искусство должно служить
тем самым органам, которыми мы его воспринимаемРелиги-
озный сюжет тоже может быть хорошим материалом для искус-
ства, однако лишь в том случае, если он дает что-либо общечело-
веческое»
2
.
1
Зедльмайр Х. Искусство и истина. Теория и метод истории искусст-
ва. СПб., 2000. С. 122 – 123.
2
Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М.;
Л., 1934. С. 237.
                                                  Л.М. Гаврилина
ном поле появляется концепция Х. Зедльмайра об «истории искус-
ства как истории религии»1, в которой отражается представление о
том, что искусство есть форма общения человека со сферой боже-
ственного и что подлинным искусством является лишь то, которое
вовлечено в религиозный культ. У него рождается смелое, захва-
тывающее дух предположение о том, что понятая таким образом
история искусства близка к тому, чтобы занять «преимуществен-
ное положение среди наук о духе». По сути, искусством называ-
лось только искусство религиозное, опыт религиозный предельно
сближался с опытом эстетическим, сама религия становилась в не-
котором роде искусством. Так, для Г. Честертона, Д. Ньюмена,
Ш. Пеги католичество являлось «самой поэтической религией».
    С другой стороны, в романтическом движении искусство рас-
сматривалось как явление столь же важное и существенное, как и
религия, или даже само объявлялось религией. Романтики созда-
ли культ творчества и творца. Творческий процесс рассматривал-
ся как нечто трансцендентное, создание художественного произ-
ведения уподоблялось процессу божественного творения вне за-
висимости от темы, сюжета. Примечательны в этом отношении
слова Гете, который был величайшим авторитетом для многих
романтиков: «Религия находится в таком же отношении к искус-
ству, как и всякий другой из высших интересов жизни. Ее надо
рассматривать лишь как материал, совершенно равноправный с
материалом, доставляемым искусству прочими сторонами жиз-
ни. Точно так же вера и неверие – это отнюдь не те критерии, с
помощью которых должны восприниматься произведения искус-
ства. Наоборот, для их восприятия нужны совершенно другие
человеческие силы и способности. Искусство должно служить
тем самым органам, которыми мы его воспринимаем Религи-
озный сюжет тоже может быть хорошим материалом для искус-
ства, однако лишь в том случае, если он дает что-либо общечело-
веческое»2.
1
  Зедльмайр Х. Искусство и истина. Теория и метод истории искусст-
ва. СПб., 2000. С. 122 – 123.
2
  Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М.;
Л., 1934. С. 237.
                                                              137