Составители:
Рубрика:
Л.М. Гаврилина
135
опыта, интуитивного, ценностного знания. Религия и атеизм есть
формы веры, и наука не может быть арбитром в их споре.
Религия и искусство. Взаимоотношения религии и искусства
в корне отличаются от отношений между религией и наукой. Пе-
ресекаясь на ниве познавательной активности, религия и наука
часто вступают в конфликт друг с
другом из-за расхождения
принципов религиозного и научного познания. Наука представ-
ляет собой теоретическое знание, получаемое с помощью абст-
рактных категорий, она стремится к объективному отражению
действительности. Религию же и искусство объединяет то, что
они представляют собой духовно-практическое освоение дейст-
вительности через чувственно-наглядные образы, основанное на
субъективном, ценностном отношении
человека к миру, окра-
шенное эмоциональными переживаниями. Отношения религии и
искусства в истории культуры были всегда чрезвычайно тесны-
ми, их развести сложнее, чем религию и науку.
Развитие человеческого мышления шло от простых чувст-
венных образов-ощущений к художественно-образным пред-
ставлениям. Художественно-образное мышление оказывается
более ранним в истории человечества,
чем абстрактно-
логическое, появление которого связывают с так называемым
«осевым временем».
В глубинах нерасчлененного образного мифологического
сознания религия и искусство рождаются как части древнего
мифолого-обрядового синкретизма. По-видимому, это было
время, когда религия еще не была вполне религией, а искусст-
во не было искусством в современном смысле слова. Миф
яв-
лялся формой художественно-образного освоения мира, внут-
ри которого религиозные идеи фиксировались в изображени-
ях, воспроизводились в танце и ритуале, усиливались музы-
кальным ритмическим сопровождением, закреплялись в архи-
тектурных сооружениях.
Долгое время в истории человеческой культуры невоз-
можно было разделить искусство и магию, охоту и религиоз-
ный ритуал, профанное и
сакральное. Философия и наука ро-
ждались, преодолевая миф, отвергая его; религия и искусство
возникли внутри мифологической целостности и надолго со-
Л.М. Гаврилина опыта, интуитивного, ценностного знания. Религия и атеизм есть формы веры, и наука не может быть арбитром в их споре. Религия и искусство. Взаимоотношения религии и искусства в корне отличаются от отношений между религией и наукой. Пе- ресекаясь на ниве познавательной активности, религия и наука часто вступают в конфликт друг с другом из-за расхождения принципов религиозного и научного познания. Наука представ- ляет собой теоретическое знание, получаемое с помощью абст- рактных категорий, она стремится к объективному отражению действительности. Религию же и искусство объединяет то, что они представляют собой духовно-практическое освоение дейст- вительности через чувственно-наглядные образы, основанное на субъективном, ценностном отношении человека к миру, окра- шенное эмоциональными переживаниями. Отношения религии и искусства в истории культуры были всегда чрезвычайно тесны- ми, их развести сложнее, чем религию и науку. Развитие человеческого мышления шло от простых чувст- венных образов-ощущений к художественно-образным пред- ставлениям. Художественно-образное мышление оказывается более ранним в истории человечества, чем абстрактно- логическое, появление которого связывают с так называемым «осевым временем». В глубинах нерасчлененного образного мифологического сознания религия и искусство рождаются как части древнего мифолого-обрядового синкретизма. По-видимому, это было время, когда религия еще не была вполне религией, а искусст- во не было искусством в современном смысле слова. Миф яв- лялся формой художественно-образного освоения мира, внут- ри которого религиозные идеи фиксировались в изображени- ях, воспроизводились в танце и ритуале, усиливались музы- кальным ритмическим сопровождением, закреплялись в архи- тектурных сооружениях. Долгое время в истории человеческой культуры невоз- можно было разделить искусство и магию, охоту и религиоз- ный ритуал, профанное и сакральное. Философия и наука ро- ждались, преодолевая миф, отвергая его; религия и искусство возникли внутри мифологической целостности и надолго со- 135
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- …
- следующая ›
- последняя »