Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 136 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Глава 3. Религия в системе культурного универсума
134
Такие метаморфозы претерпели отношения религии и нау-
ки за две с половиной тысячи лет их сосуществования. От ин-
дифферентного сосуществования в античности, через полное
подчинение науки религии в средние векак полному драма-
тизма противостоянию и, казалось, окончательной победе
науки над религией в Новое время, их отношения трансфор-
мируются от конфронтации
к новому диалогу в XX веке.
Итак, «наука и религияразные формы общественного
сознания, и как таковые их примирить невозможно. Религия
не может удовлетворить социальные потребности, которые
обусловили появление науки, и наоборот. Это не означает, что
они не могут дополнять друг друга»
1
. Л.Н. Митрохин, один из
столпов российского философского религиоведения даже за-
острил вопрос таким образом: «Не является ли ожесточенная
конфронтация науки и религии следствием непомерных амби-
ций каждой из них, навязчивой претензии на подчинение себе
всех остальных форм культуры, в том числе ижизненного
мира человека. Говоря конкретнее, речь идет
о претензиях
религии на познавательные функции, а наукина решение
смысложизненных, экзистенциальных проблем»
2
. Причем
проявление авторитаризма может быть как с одной, так и с
другой стороны. В Средние века авторитаризм проявляла ре-
лигия, а в XX веке осознается опасность подобной диктатуры
науки, абсолютизация ее рационального метода. Сторонники
сциентизмасвоеобразного культа науки, сложившегося в
XX веке, превратили науку в некое подобие религии.
Любые крайности в оценках
места религии и науки в культуре
однобоки. Наука и религиядва важнейших феномена духовной
культуры человечества, которые пересекаются на ниве позна-
вательной активности, но не являются взаимозаменяемыми, у ка-
ждого из них свои функции. Там, где заканчиваются возможности
науки как рационального, теоретического, проверяемого знания,
вступает в свои права религия как
область нерационализируемого
1
Митрохин Л.Н. Философия религии. М., 1993. С. 215.
2
Там же.
Глава 3. Религия в системе культурного универсума
    Такие метаморфозы претерпели отношения религии и нау-
ки за две с половиной тысячи лет их сосуществования. От ин-
дифферентного сосуществования в античности, через полное
подчинение науки религии в средние века – к полному драма-
тизма противостоянию и, казалось, окончательной победе
науки над религией в Новое время, их отношения трансфор-
мируются от конфронтации к новому диалогу в XX веке.
    Итак, «наука и религия – разные формы общественного
сознания, и как таковые их примирить невозможно. Религия
не может удовлетворить социальные потребности, которые
обусловили появление науки, и наоборот. Это не означает, что
они не могут дополнять друг друга»1. Л.Н. Митрохин, один из
столпов российского философского религиоведения даже за-
острил вопрос таким образом: «Не является ли ожесточенная
конфронтация науки и религии следствием непомерных амби-
ций каждой из них, навязчивой претензии на подчинение себе
всех остальных форм культуры, в том числе и “жизненного
мира” человека. Говоря конкретнее, речь идет о претензиях
религии на познавательные функции, а науки – на решение
смысложизненных, экзистенциальных проблем»2. Причем
проявление авторитаризма может быть как с одной, так и с
другой стороны. В Средние века авторитаризм проявляла ре-
лигия, а в XX веке осознается опасность подобной диктатуры
науки, абсолютизация ее рационального метода. Сторонники
сциентизма – своеобразного культа науки, сложившегося в
XX веке, превратили науку в некое подобие религии.
    Любые крайности в оценках места религии и науки в культуре
однобоки. Наука и религия – два важнейших феномена духовной
культуры человечества, которые пересекаются на ниве позна-
вательной активности, но не являются взаимозаменяемыми, у ка-
ждого из них свои функции. Там, где заканчиваются возможности
науки как рационального, теоретического, проверяемого знания,
вступает в свои права религия как область нерационализируемого
1
    Митрохин Л.Н. Философия религии. М., 1993. С. 215.
2
    Там же.
134