Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 78 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
7
6
лями знания, что нашло отражение в названиях сложившихся
к концу ХIХ в. религиоведческих дисциплин и подходов к
изучению религии: философия религии, социология религии,
психология религии, история религии, антропологический
подход к религии, этнологические концепции религии и т.п.
3. Возникнув на стыке многих наук, религиоведение восполь-
зовалось не только полученными в
рамках этих наук новыми
данными и сформулированными теоретическими положениями,
но прежде всего методами исследования. Эти методы доказали
свою эффективность в разных областях знания, а потому стали
широко применяться при изучении религии. В соответствии с
принятыми в то время нормами исследования религиоведы стре-
мились опираться на прошедшие тщательную проверку эмпири-
ческие данные
, использовать рациональные методы их интерпре-
тации и генерализации, а в конечном счетесформулировать
общие законы развития и функционирования религии.
4. Анализ методологии раннего религиоведения позволяет
сделать вывод о том, что научное изучение религии предпола-
гало использование методов компаративизма, классификации,
объективности, эволюционизма, историзма, редукционизма,
апостериоризма, каузальности. Конечно, предложенный спи-
сок методов остается
открытым и может быть дополнен более
скрупулезным исследователем, но методы, о которых шла
речь выше, составили ядро религиоведческой парадигмы, ко-
торая сформировалась во второй половине ХIХначале ХХ в.
и разделялась виднейшими представителями науки о религии.
5. Возникновение науки о религии вызвало отрицательную
реакцию подавляющего большинства христианских теологов и
шквал
критических замечаний. Теоретические возражения
сводились главным образом к тому, что нельзя изучать рели-
гию при помощи рациональных методов, так как она содержит
в себе иррациональные, или, говоря теологическим языком,
«сверхразумные» элементы. Существовали и возражения
практического характера, согласно которым сравнительный
анализ разных религий неизбежно приведет к размыванию
Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы
лями знания, что нашло отражение в названиях сложившихся
к концу ХIХ в. религиоведческих дисциплин и подходов к
изучению религии: философия религии, социология религии,
психология религии, история религии, антропологический
подход к религии, этнологические концепции религии и т.п.
    3. Возникнув на стыке многих наук, религиоведение восполь-
зовалось не только полученными в рамках этих наук новыми
данными и сформулированными теоретическими положениями,
но прежде всего методами исследования. Эти методы доказали
свою эффективность в разных областях знания, а потому стали
широко применяться при изучении религии. В соответствии с
принятыми в то время нормами исследования религиоведы стре-
мились опираться на прошедшие тщательную проверку эмпири-
ческие данные, использовать рациональные методы их интерпре-
тации и генерализации, а в конечном счете – сформулировать
общие законы развития и функционирования религии.
    4. Анализ методологии раннего религиоведения позволяет
сделать вывод о том, что научное изучение религии предпола-
гало использование методов компаративизма, классификации,
объективности, эволюционизма, историзма, редукционизма,
апостериоризма, каузальности. Конечно, предложенный спи-
сок методов остается открытым и может быть дополнен более
скрупулезным исследователем, но методы, о которых шла
речь выше, составили ядро религиоведческой парадигмы, ко-
торая сформировалась во второй половине ХIХ – начале ХХ в.
и разделялась виднейшими представителями науки о религии.
    5. Возникновение науки о религии вызвало отрицательную
реакцию подавляющего большинства христианских теологов и
шквал критических замечаний. Теоретические возражения
сводились главным образом к тому, что нельзя изучать рели-
гию при помощи рациональных методов, так как она содержит
в себе иррациональные, или, говоря теологическим языком,
«сверхразумные» элементы. Существовали и возражения
практического характера, согласно которым сравнительный
анализ разных религий неизбежно приведет к размыванию


76