Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 82 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Глава 2. Бог умер? Да здравствует Бог!
80
то, что мерой внутренней психической жизни человека стано-
вится в их учениях жизнь внешняясоциальная, историче-
ский опыт человечества, перспективы его развития, эталоны
культуры, цивилизации и т.п. Являясь неотъемлемой частью
общественной жизни, религия с необходимостью оказывается
в фокусе внимания «философов жизни», они решают вопрос о
ее возникновении и существовании Бога
, о необходимости или
ненужности религии в жизни общества и отдельной личности,
о том, что составляет основу и суть религиозного феномена.
Фридрих Ницше: Бог или сверхчеловек?
Проблемы религии Фридрих Ницше затрагивает во многих
работах. Наиболее важными для понимания его отношения к
религии являются «Веселая наука» (1881 – 1882), «Так говорил
Заратустра» (1883 – 1885), «По ту
сторону добра и зла» (1885 –
1886), «Антихристианин» (1888). В центре рассмотрения соци-
альных явлений, в том числе и религии, оказывается сущест-
венная для Ф. Ницше (как, впрочем, и для других представите-
лей «философии жизни») категорияжизнь. Положив в основу
понимания жизни инстинктивное, волевое, характеризующееся
экспансивностью начало, Ф. Ницше критикует разум как нечто
противостоящее «
жизни», неправомерно связывая его с возник-
новением христианства. По мнению Ф. Ницше, христианская
религия приходит на смену древнегреческому мифу. Различие
религии и мифа кроется в том, что миф иррационален, недосту-
пен разумной доказательности: он постигается с помощью ин-
стинктов. Религия же возникает вместе с рационализмом, оли-
цетворением которого для Ф. Ницше
является Сократ (ок. 470 –
399 до н.э.), внесший в культуру вместе с разумом морализиро-
вание. Христианская религия, по Ф. Ницше, укрепила эти цен-
ностимораль и рациональность, науку, – извратив здоровые
человеческие инстинкты, выражающиеся в воле к власти. Хри-
стианство возникло путем утверждения морали низших слоев
общества, которые, опираясь на рациональные формы
сознания,
подавляли иррациональные элементы психики и тем самым
Глава 2. Бог умер? Да здравствует Бог!
то, что мерой внутренней психической жизни человека стано-
вится в их учениях жизнь внешняя – социальная, историче-
ский опыт человечества, перспективы его развития, эталоны
культуры, цивилизации и т.п. Являясь неотъемлемой частью
общественной жизни, религия с необходимостью оказывается
в фокусе внимания «философов жизни», они решают вопрос о
ее возникновении и существовании Бога, о необходимости или
ненужности религии в жизни общества и отдельной личности,
о том, что составляет основу и суть религиозного феномена.

         Фридрих Ницше: Бог или сверхчеловек?

   Проблемы религии Фридрих Ницше затрагивает во многих
работах. Наиболее важными для понимания его отношения к
религии являются «Веселая наука» (1881 – 1882), «Так говорил
Заратустра» (1883 – 1885), «По ту сторону добра и зла» (1885 –
1886), «Антихристианин» (1888). В центре рассмотрения соци-
альных явлений, в том числе и религии, оказывается сущест-
венная для Ф. Ницше (как, впрочем, и для других представите-
лей «философии жизни») категория – жизнь. Положив в основу
понимания жизни инстинктивное, волевое, характеризующееся
экспансивностью начало, Ф. Ницше критикует разум как нечто
противостоящее «жизни», неправомерно связывая его с возник-
новением христианства. По мнению Ф. Ницше, христианская
религия приходит на смену древнегреческому мифу. Различие
религии и мифа кроется в том, что миф иррационален, недосту-
пен разумной доказательности: он постигается с помощью ин-
стинктов. Религия же возникает вместе с рационализмом, оли-
цетворением которого для Ф. Ницше является Сократ (ок. 470 –
399 до н.э.), внесший в культуру вместе с разумом морализиро-
вание. Христианская религия, по Ф. Ницше, укрепила эти цен-
ности – мораль и рациональность, науку, – извратив здоровые
человеческие инстинкты, выражающиеся в воле к власти. Хри-
стианство возникло путем утверждения морали низших слоев
общества, которые, опираясь на рациональные формы сознания,
подавляли иррациональные элементы психики и тем самым
80