Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 84 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Глава 2. Бог умер? Да здравствует Бог!
82
Он отвергает необходимость подчинения «сильных людей»,
стоящих «по ту сторону добра и зла», общепризнанным нормам,
требованиям морали и религиозным догматам. «Мыатеисты и
имморалисты, – пишет Ф. Ницше, – но мы поддерживаем рели-
гии стадного инстинкта: дело в том, что при помощи их подго-
товляется порода людей, которая когда-нибудь да попадет в
на-
ши руки, которая должна будет восхотеть нашей руки.
Мы по ту сторону добра и зла, – но мы требуем безуслов-
ного признания святыни стадной морали»
1
.
Нападки Ф. Ницше на христианскую религию имели широ-
кий резонанс в западной культуре. Его учение о нигилизме и
переоценке ценностей явилось отражением кризиса обществен-
ного сознания, в том числе и религиозного. Ф. Ницше полагал,
что «понятиеБогвыдвинуто как противоположность поня-
тию жизнивсе в нем вредное, отравляющее, клеветниче-
ское...»
2
. Он заявляет о существовании единственного мира
мира земной реальности, который пытаются обесценить поня-
тиями сверхъестественного и запредельного. Наиболее знаме-
нательным событием истории Ф. Ницше полагает «смерть Бо-
га»
3
. Данный тезис Ф. Ницше получил различные, даже проти-
воположные оценкив зависимости от мировоззренческих по-
зиций того или иного автора. Известный исследователь творче-
ства Ф. Ницше К.А. Свасьян пишет по этому поводу: «Нет со-
мнения, что для ортодоксального христианина речь здесь можем
идти лишь о безоговорочном атеизме, но, с
другой стороны,
трудно представить себе атеиста, который был бы способен безо-
говорочно принять такой атеизм»
4
. В «Веселой науке» Ф. Ницше
в афористичной форме излагает идею смерти Бога, вкладывая в
уста героя притчибезумцасвое понимание этой идеи: «Где
Бог?.. Я хочу сказать вам это! Мы его убиливы и я! Мы все
его убийцы!.. Что сделали мы, оторвав эту землю от ее солнца?..
1
Ницше Ф. Воля к власти // Ницше Ф. Собр. соч. М., 1995. С. 90.
2
Ницше Ф. Ecce Homo // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 768.
3
Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2.
С. 190, 206 – 207. Он же. Веселая наука // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1.
С. 592 – 593.
4
См.: Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 810.
Глава 2. Бог умер? Да здравствует Бог!
    Он отвергает необходимость подчинения «сильных людей»,
стоящих «по ту сторону добра и зла», общепризнанным нормам,
требованиям морали и религиозным догматам. «Мы – атеисты и
имморалисты, – пишет Ф. Ницше, – но мы поддерживаем рели-
гии стадного инстинкта: дело в том, что при помощи их подго-
товляется порода людей, которая когда-нибудь да попадет в на-
ши руки, которая должна будет восхотеть нашей руки.
    Мы по ту сторону добра и зла, – но мы требуем безуслов-
ного признания святыни стадной морали»1.
    Нападки Ф. Ницше на христианскую религию имели широ-
кий резонанс в западной культуре. Его учение о нигилизме и
переоценке ценностей явилось отражением кризиса обществен-
ного сознания, в том числе и религиозного. Ф. Ницше полагал,
что «понятие “Бог” выдвинуто как противоположность поня-
тию жизни – все в нем вредное, отравляющее, клеветниче-
ское...»2. Он заявляет о существовании единственного мира –
мира земной реальности, который пытаются обесценить поня-
тиями сверхъестественного и запредельного. Наиболее знаме-
нательным событием истории Ф. Ницше полагает «смерть Бо-
га»3. Данный тезис Ф. Ницше получил различные, даже проти-
воположные оценки – в зависимости от мировоззренческих по-
зиций того или иного автора. Известный исследователь творче-
ства Ф. Ницше К.А. Свасьян пишет по этому поводу: «Нет со-
мнения, что для ортодоксального христианина речь здесь можем
идти лишь о безоговорочном атеизме, но, с другой стороны,
трудно представить себе атеиста, который был бы способен безо-
говорочно принять такой атеизм»4. В «Веселой науке» Ф. Ницше
в афористичной форме излагает идею смерти Бога, вкладывая в
уста героя притчи – безумца – свое понимание этой идеи: «Где
Бог?.. Я хочу сказать вам это! Мы его убили – вы и я! Мы все
его убийцы!.. Что сделали мы, оторвав эту землю от ее солнца?..
1
  Ницше Ф. Воля к власти // Ницше Ф. Собр. соч. М., 1995. С. 90.
2
  Ницше Ф. Ecce Homo // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 768.
3
  Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2.
С. 190, 206 – 207. Он же. Веселая наука // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1.
С. 592 – 593.
4
  См.: Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 810.
82