Составители:
Рубрика:
Глава 2. Бог умер? Да здравствует Бог!
84
шими инстинктами и воплощающий собой высший биологиче-
ский вид, и называется сверхчеловеком.
Наряду с культом сверхчеловека Ф. Ницше, выступая про-
тив христианской религии, заменяет ее другой формой рели-
гиозного сознания. Взамен христианской теологии он выдви-
гает миф о вечном возвращении, согласно которому человек
получает возможность утверждать свою волю в стихии вечно
-
го становления (проявления космической воли к власти). Вме-
сто религиозного утешения, идей спасения и бессмертия души
Ф. Ницше предлагает выход за пределы человеческой жизни и
ее адекватное повторение в вечности. Согласно ницшевскому
представлению о вечном возвращении, изменения обществен-
ного строя по своей сути цикличны: они не могут дать ничего
нового,
а лишь повторяют уже когда-то существовавшие типы
общества «без смысла, без цели... вечный возврат»
1
. Таким об-
разом, в итоге критического рассмотрения существующего ре-
лигиозного мировоззрения Ф. Ницше приходит к религии веч-
ного возвращения, которую он называет мифом, сознательно
не давая ей рационального обоснования.
Представления Ф. Ницше о возникновении и существова-
нии религии отличаются психологизмом, инстинктивизмом,
биологизмом. Психологизм Ф. Ницше при рассмотрении дан-
ного вопроса
проявляется в понимании им развития человече-
ского сознания как деградирующего, в абсолютизации эмо-
ционального фактора, причин, коренящихся в индивидуаль-
ном сознании. В трактовке собственно психологических пред-
посылок возникновения религиозной веры в индивидуальном
сознании Ф. Ницше делает акцент на иррациональных формах
человеческой психики – инстинктах, имеющих биологическую
основу, которые, по его мнению, представляют
собой прояв-
ление космической воли к власти. Таким образом, в религио-
ведческой концепции Ф. Ницше имеет место абсолютизация
биопсихического аспекта при рассмотрении проблем возник-
новения и существования религии.
1
Ницше Ф. Воля к власти // Ницше Ф.: Собр. соч. М., 1995. С. 57.
Глава 2. Бог умер? Да здравствует Бог! шими инстинктами и воплощающий собой высший биологиче- ский вид, и называется сверхчеловеком. Наряду с культом сверхчеловека Ф. Ницше, выступая про- тив христианской религии, заменяет ее другой формой рели- гиозного сознания. Взамен христианской теологии он выдви- гает миф о вечном возвращении, согласно которому человек получает возможность утверждать свою волю в стихии вечно- го становления (проявления космической воли к власти). Вме- сто религиозного утешения, идей спасения и бессмертия души Ф. Ницше предлагает выход за пределы человеческой жизни и ее адекватное повторение в вечности. Согласно ницшевскому представлению о вечном возвращении, изменения обществен- ного строя по своей сути цикличны: они не могут дать ничего нового, а лишь повторяют уже когда-то существовавшие типы общества «без смысла, без цели... вечный возврат»1. Таким об- разом, в итоге критического рассмотрения существующего ре- лигиозного мировоззрения Ф. Ницше приходит к религии веч- ного возвращения, которую он называет мифом, сознательно не давая ей рационального обоснования. Представления Ф. Ницше о возникновении и существова- нии религии отличаются психологизмом, инстинктивизмом, биологизмом. Психологизм Ф. Ницше при рассмотрении дан- ного вопроса проявляется в понимании им развития человече- ского сознания как деградирующего, в абсолютизации эмо- ционального фактора, причин, коренящихся в индивидуаль- ном сознании. В трактовке собственно психологических пред- посылок возникновения религиозной веры в индивидуальном сознании Ф. Ницше делает акцент на иррациональных формах человеческой психики инстинктах, имеющих биологическую основу, которые, по его мнению, представляют собой прояв- ление космической воли к власти. Таким образом, в религио- ведческой концепции Ф. Ницше имеет место абсолютизация биопсихического аспекта при рассмотрении проблем возник- новения и существования религии. 1 Ницше Ф. Воля к власти // Ницше Ф.: Собр. соч. М., 1995. С. 57. 84
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- …
- следующая ›
- последняя »