Философия. Краюшкин В.Г - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

в научно-теоретическое знание и сферу практического разума бы-
ло большим завоеванием философии Канта. Гегель выявил роль и
значение диалектического метода в познании, изложил его содер-
жание как целостную систему знания. Он включает практику в
рассмотрение гносеологических проблем, сделал ее ключевой ка-
тегорией своей логики. Л. Фейербах выдвинул на первый план
опыт как первоисточник знания, подчеркнул связь чувственного
сознания и мышления в процессе познания. Но для него, как и для
других материалистов 17-19 веков, были характерны ограничен-
ные представления в понимании сознания: созерцательность, ме-
тафизичность и механистичность.
Свои особенности имеет диалектико-материалистическая гно-
сеология.
В современной западной философии удельный вес гносеоло-
гических исследований, ориентированных на науку, значительно
больше, чем тех, которые ориентированы на вненаучные формы
отношения человека к миру. В первом случае это сциентистские
течения: неореализм, постпозитивизм, аналитическая философия,
структурализм и постструктурализм. Во-втором случае, это экзи-
стенциализм, философская антропология, герменевтика, эволюци-
онная эпистемология, феноменология, различные философско-
религиозные направления.
2. Теория познания.
Состав, структура и динамика знания.
Человек постигает окружающий мир, овладевает его различ-
ными способами, среди которых можно выделить два основных:
материально-технический и духовный способ.
Процесс познания воплощается в следующих формах:
1. обыденно-практическое познание;
2. игровое познание;
3. мифологическое познание;
4. художественно-образная форма познания;
5. философское познание;
6. религиозное познание;
7. форма личностного знания. Данную концепцию разработал М.
Полани.
В процессе познания задействованы практически все способ-
ности человека, среди которых наиболее важнейшие, это чувства и
разум. По вопросу о роли и соответствии чувственного и рацио-
нального существует 2 противоположных точки зрения. Это сен-
суализм и рационализм.
Чувственное познание осуществляется посредством органов
чувств. Оно осуществляется в 3 формах: ощущения, восприятия и
представления. Для него характерно наличие непосредственной
связи человека с реальной действительностью, отражение пре-
имущественно внешних сторон и связей.
Рациональное познание выражается наиболее полно в мышле-
нии. Мышлениеактивный процесс в ходе практики обобщенно-
го отражения реальной действительности.
Выделяют два основных уровня мышления. Это рассудок и ра-
зум. Основными формами мышления являются понятия, суждения
и умозаключения.
Познание тесно связано с пониманием и объяснением. Рацио-
нальное мышление взаимосвязано также с внерациональным
мышлением. Большое значение имеют такие факторы, как вообра-
жение, фантазия, эмоции и др. среди них особенно важную роль
играет интуиция.
3. Познание и практика.
Гегель высказал глубокую идею о том, что если в своих целях
человек подчинен внешней природе, то в своих орудиях он гос-
подствует над ней. А это есть деятельность, труд.
Проблема взаимосвязи теории, знания и практикиодна из
важнейших в работах Н. Чернышевского, Вл. Соловьева.
Роль практики в процессе познания обсуждается и в совре-
менной философии. Так. К. Поппер указывает. Что практика не
враг теоретического знания, а стимул к нему.
Категория практики стала центральной категорией диалекти-
ко-материалистической философии. В процессе практики человек
22
в научно-теоретическое знание и сферу практического разума бы-         7. форма личностного знания. Данную концепцию разработал М.
ло большим завоеванием философии Канта. Гегель выявил роль и               Полани.
значение диалектического метода в познании, изложил его содер-             В процессе познания задействованы практически все способ-
жание как целостную систему знания. Он включает практику в             ности человека, среди которых наиболее важнейшие, это чувства и
рассмотрение гносеологических проблем, сделал ее ключевой ка-          разум. По вопросу о роли и соответствии чувственного и рацио-
тегорией своей логики. Л. Фейербах выдвинул на первый план             нального существует 2 противоположных точки зрения. Это сен-
опыт как первоисточник знания, подчеркнул связь чувственного           суализм и рационализм.
сознания и мышления в процессе познания. Но для него, как и для            Чувственное познание осуществляется посредством органов
других материалистов 17-19 веков, были характерны ограничен-           чувств. Оно осуществляется в 3 формах: ощущения, восприятия и
ные представления в понимании сознания: созерцательность, ме-          представления. Для него характерно наличие непосредственной
тафизичность и механистичность.                                        связи человека с реальной действительностью, отражение пре-
    Свои особенности имеет диалектико-материалистическая гно-          имущественно внешних сторон и связей.
сеология.                                                                  Рациональное познание выражается наиболее полно в мышле-
    В современной западной философии удельный вес гносеоло-            нии. Мышление – активный процесс в ходе практики обобщенно-
гических исследований, ориентированных на науку, значительно           го отражения реальной действительности.
больше, чем тех, которые ориентированы на вненаучные формы                 Выделяют два основных уровня мышления. Это рассудок и ра-
отношения человека к миру. В первом случае это сциентистские           зум. Основными формами мышления являются понятия, суждения
течения: неореализм, постпозитивизм, аналитическая философия,          и умозаключения.
структурализм и постструктурализм. Во-втором случае, это экзи-             Познание тесно связано с пониманием и объяснением. Рацио-
стенциализм, философская антропология, герменевтика, эволюци-          нальное мышление взаимосвязано также с внерациональным
онная эпистемология, феноменология, различные философско-              мышлением. Большое значение имеют такие факторы, как вообра-
религиозные направления.                                               жение, фантазия, эмоции и др. среди них особенно важную роль
                                                                       играет интуиция.
                     2. Теория познания.
            Состав, структура и динамика знания.                                           3. Познание и практика.
    Человек постигает окружающий мир, овладевает его различ-               Гегель высказал глубокую идею о том, что если в своих целях
ными способами, среди которых можно выделить два основных:             человек подчинен внешней природе, то в своих орудиях он гос-
материально-технический и духовный способ.                             подствует над ней. А это есть деятельность, труд.
    Процесс познания воплощается в следующих формах:                       Проблема взаимосвязи теории, знания и практики – одна из
1. обыденно-практическое познание;                                     важнейших в работах Н. Чернышевского, Вл. Соловьева.
2. игровое познание;                                                       Роль практики в процессе познания обсуждается и в совре-
3. мифологическое познание;                                            менной философии. Так. К. Поппер указывает. Что практика не
4. художественно-образная форма познания;                              враг теоретического знания, а стимул к нему.
5. философское познание;                                                   Категория практики стала центральной категорией диалекти-
6. религиозное познание;                                               ко-материалистической философии. В процессе практики человек

                                                                  22