Составители:
Рубрика:
создает новую реальность – мир материальной и духовной культу-
ры, новые условия своего существования, которые не даны ему
природой в готовом виде.
Важнейшими формами практики являются материальное про-
изводство, социальное действие, научный эксперимент.
4. Истина и заблуждение.
Истина и заблуждение являются ключевыми в теории позна-
ния. Выражают две противоположные, но неразрывно связанные
стороны.
Заблуждение – это знание, не соответствующее своему пред-
мету, не совпадающее с ним. Формы заблуждений бывают науч-
ными и ненаучными, эмпирическими и теоретическими, религиоз-
ными и философскими и т.д.
Заблуждение необходимо отличать от лжи – преднамеренного
искажения истины в корыстных целях. Развитие практики показы-
вает, что заблуждения рано или поздно преодолеваются. Либо
сходят со сцены, либо превращаются в истинные знания.
Истина – это знание, соответствующее своему предмету, сов-
падающее с ним. Это верное, правильное отражение реальной дей-
ствительности. Достижение истины – это непосредственная цель
познания в любой его форме.
Истина объективна по своему внешнему материальному со-
держанию, одновременно субъективна по своим внутренним иде-
альным содержанию и форме. Для характеристики объективной
истины применяются категории абсолютного и относительного.
Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объ-
ективного мира и различаются лишь по степени точности и полно-
те его отражения.
Существует две крайние позиции в понимании отношения аб-
солютного и относительного моментов в истине. Это догматизм и
релятивизм.
Критериями истины являются общезначимость, прагматизм и
конвенционализм. Однако, указанные критерии не смогли удовле-
творительно решить проблему критерия истины. Диалектико-
материалистическая философия соединила всеобщность критерия
истины с непосредственной действительностью путем введения в
теорию познания практики. Она является решающим критерием
истины.
5. Знание и вера.
Проблема взаимоотношений знания и веры активно обсужда-
лись в средневековой схоластической философии А. Блаженным и
Ф. Аквинским. В эпоху Возрождения Ф. Бэкон выдвинул лозунг
«Знание – сила». В начале 20 века католическая церковь выдвину-
ла положение о том, что вера может быть слепым движением ду-
ши и что не может быть никакого расхождения веры и разума, так
как все знания произошли от Бога.
В философии экзистенционализма К. Ясперс обосновывает
особую философскую веру, которая совмещает веру в науку и веру
в Бога. Проблема соединения веры и знания, богословия и науки
занимает важное место в неотомизме.
Русские философы исходили из того, что вера является важ-
нейшим феноменом внутреннего, духовного мира человека.
В конце 20 века философы разных направлений рассуждают о
том, что научной мысли нужна вера. Предпринимаются попытки
связать «строгие науки» с философией, психологией, религиове-
дением и мистикой. Растет интерес к эзотеризму. Для него харак-
терна способность приобщения своих сторонников к потусторон-
ним тайнам мироздания.
К этим учениям относятся гностицизм, теософия, антропосо-
фия, магия, алхимия, астрология. Эзотеризм предлагает свое ре-
шение проблем, не требуя при этом ни рациональных доказа-
тельств, ни ссылок на священное писание, ни обращения к откро-
вению, а лишь призывает внимать «голосу тайны».
6. Научное знание, его специфика и строение.
Наука возникает на рубеже 16-17 веков. Наука – это форма ду-
ховной деятельности людей, направленная на производство знаний
о природе, обществе и о самом познании, имеющая целью пости-
23
создает новую реальность – мир материальной и духовной культу- материалистическая философия соединила всеобщность критерия ры, новые условия своего существования, которые не даны ему истины с непосредственной действительностью путем введения в природой в готовом виде. теорию познания практики. Она является решающим критерием Важнейшими формами практики являются материальное про- истины. изводство, социальное действие, научный эксперимент. 5. Знание и вера. 4. Истина и заблуждение. Проблема взаимоотношений знания и веры активно обсужда- Истина и заблуждение являются ключевыми в теории позна- лись в средневековой схоластической философии А. Блаженным и ния. Выражают две противоположные, но неразрывно связанные Ф. Аквинским. В эпоху Возрождения Ф. Бэкон выдвинул лозунг стороны. «Знание – сила». В начале 20 века католическая церковь выдвину- Заблуждение – это знание, не соответствующее своему пред- ла положение о том, что вера может быть слепым движением ду- мету, не совпадающее с ним. Формы заблуждений бывают науч- ши и что не может быть никакого расхождения веры и разума, так ными и ненаучными, эмпирическими и теоретическими, религиоз- как все знания произошли от Бога. ными и философскими и т.д. В философии экзистенционализма К. Ясперс обосновывает Заблуждение необходимо отличать от лжи – преднамеренного особую философскую веру, которая совмещает веру в науку и веру искажения истины в корыстных целях. Развитие практики показы- в Бога. Проблема соединения веры и знания, богословия и науки вает, что заблуждения рано или поздно преодолеваются. Либо занимает важное место в неотомизме. сходят со сцены, либо превращаются в истинные знания. Русские философы исходили из того, что вера является важ- Истина – это знание, соответствующее своему предмету, сов- нейшим феноменом внутреннего, духовного мира человека. падающее с ним. Это верное, правильное отражение реальной дей- В конце 20 века философы разных направлений рассуждают о ствительности. Достижение истины – это непосредственная цель том, что научной мысли нужна вера. Предпринимаются попытки познания в любой его форме. связать «строгие науки» с философией, психологией, религиове- Истина объективна по своему внешнему материальному со- дением и мистикой. Растет интерес к эзотеризму. Для него харак- держанию, одновременно субъективна по своим внутренним иде- терна способность приобщения своих сторонников к потусторон- альным содержанию и форме. Для характеристики объективной ним тайнам мироздания. истины применяются категории абсолютного и относительного. К этим учениям относятся гностицизм, теософия, антропосо- Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объ- фия, магия, алхимия, астрология. Эзотеризм предлагает свое ре- ективного мира и различаются лишь по степени точности и полно- шение проблем, не требуя при этом ни рациональных доказа- те его отражения. тельств, ни ссылок на священное писание, ни обращения к откро- Существует две крайние позиции в понимании отношения аб- вению, а лишь призывает внимать «голосу тайны». солютного и относительного моментов в истине. Это догматизм и релятивизм. 6. Научное знание, его специфика и строение. Критериями истины являются общезначимость, прагматизм и Наука возникает на рубеже 16-17 веков. Наука – это форма ду- конвенционализм. Однако, указанные критерии не смогли удовле- ховной деятельности людей, направленная на производство знаний творительно решить проблему критерия истины. Диалектико- о природе, обществе и о самом познании, имеющая целью пости- 23
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- …
- следующая ›
- последняя »