Философия. Краюшкин В.Г - 26 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Тема: «ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ»
Содержание темы:
1. Образы человека в истории философской мысли.
2. Теория антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в че-
ловеке.
3. Природа человека и характер философской концепции. Смысл
человеческого существования.
4. Природа живая и неживая. Отношение человека к живому.
5. Человек во Вселенной. Разные способы видеть мир.
1. Образы человека в истории философской мысли.
Философия отражает отношение человека к миру, исследует
не мир, как таковой, а смысл бытия человека в этом мире.
Каждый из нас уверенно выделяет человека из остального ми-
ра. Это считается очевидным. Но загадка человека существует.
Проблема человека содержит много тайн для самого человека.
У античных философов образ человека космоцентричен.
Средневековый образ человека теоцентричен. Образ человека в
Новое время антропоцентричен.
В рамках деятельностной парадигмы человек не только пред-
метное существо, но и общественное предметное существо, живу-
щее в человеческом, общественно-предметном мире. Этот мир
создается человеком, но он и формирует человека, социализирует
его. Таким образом, то, что возникает из единства человека с при-
родой в ходе исторического развития, оказывается тем, что выде-
ляет и отличает человека от его природных предков. Сформулиро-
ваны следующие критерии, отличающие человека от его животных
предков:
1. Человек умеет изготавливать орудия при помощи орудий и ис-
пользовать их как средства производства материальных благ.
2. Человек знает простейшие нравственные запреты и противопо-
ложность добра и зла.
3. Человек обладает потребностями, чувственными восприятиями
и умственными навыками.
4. Человек не может существовать вне общества.
5. Индивидуальные качества и достоинства человека отвечают
тому или иному типу общественных отношений.
6. Жизнедеятельность человека имеет сознательно-волевой ха-
рактер, вследствие чего он является существом, у которого есть
способность самопринуждения, совесть и сознание ответствен-
ности.
2. Теория антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в
человеке.
Антропосоциогенез и до сего времени во многом представля-
ется загадочным. Загадки и разгадки нередко сочетаются с теисти-
ческими и даже инопланетарными подходами, предполагающими
вторжение разума из космоса.
В соответствии с эволюционной теорией считается, что чело-
век произошел от обезьян. Вопрос о сверхвозможностях мозга об-
суждает крупный специалист физиологии Н.П. Бехтерева. Она от-
мечает, что требования, которые предъявляют земные условия к
мозгу, во много раз ниже, чем его возможности. В объяснении его
сверхвозможностей она склоняется к инорпланетарной версии
происхождения человека.
В 19 веке получает распространение трудовая теория проис-
хождения человека. Концепция антропосоциогенеза Л. Мэмфорда.
В течение прошлого века господствовало определение человека
как животного, использующего орудия труда. Он обращает внима-
ние на то, что способность к изготовлению орудий труда не требо-
вало и не создавало развитого черепно-мозгового аппарата у древ-
них людей. Поэтому преимущество человека состояло в том, что
он изначально обладал собственным, движимым умом телом.
Однако проблема антропосоциогенеза до сих пор не кончает-
ся.
В вопросе о природе человека сложились 2 позиции:
1. Природа человека всецело социальна.
2. Природа человека не только социальна, но и биологически на-
гружена.
26
       Тема: «ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ»                             5. Индивидуальные качества и достоинства человека отвечают
                        Содержание темы:                                    тому или иному типу общественных отношений.
1.   Образы человека в истории философской мысли.                        6. Жизнедеятельность человека имеет сознательно-волевой ха-
2.   Теория антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в че-            рактер, вследствие чего он является существом, у которого есть
     ловеке.                                                                способность самопринуждения, совесть и сознание ответствен-
3.   Природа человека и характер философской концепции. Смысл               ности.
     человеческого существования.
4.   Природа живая и неживая. Отношение человека к живому.               2. Теория антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в
5.   Человек во Вселенной. Разные способы видеть мир.                        человеке.
                                                                              Антропосоциогенез и до сего времени во многом представля-
1. Образы человека в истории философской мысли.                          ется загадочным. Загадки и разгадки нередко сочетаются с теисти-
     Философия отражает отношение человека к миру, исследует             ческими и даже инопланетарными подходами, предполагающими
не мир, как таковой, а смысл бытия человека в этом мире.                 вторжение разума из космоса.
     Каждый из нас уверенно выделяет человека из остального ми-               В соответствии с эволюционной теорией считается, что чело-
ра. Это считается очевидным. Но загадка человека существует.             век произошел от обезьян. Вопрос о сверхвозможностях мозга об-
Проблема человека содержит много тайн для самого человека.               суждает крупный специалист физиологии Н.П. Бехтерева. Она от-
     У античных философов образ человека космоцентричен.                 мечает, что требования, которые предъявляют земные условия к
Средневековый образ человека теоцентричен. Образ человека в              мозгу, во много раз ниже, чем его возможности. В объяснении его
Новое время антропоцентричен.                                            сверхвозможностей она склоняется к инорпланетарной версии
     В рамках деятельностной парадигмы человек не только пред-           происхождения человека.
метное существо, но и общественное предметное существо, живу-                 В 19 веке получает распространение трудовая теория проис-
щее в человеческом, общественно-предметном мире. Этот мир                хождения человека. Концепция антропосоциогенеза Л. Мэмфорда.
создается человеком, но он и формирует человека, социализирует           В течение прошлого века господствовало определение человека
его. Таким образом, то, что возникает из единства человека с при-        как животного, использующего орудия труда. Он обращает внима-
родой в ходе исторического развития, оказывается тем, что выде-          ние на то, что способность к изготовлению орудий труда не требо-
ляет и отличает человека от его природных предков. Сформулиро-           вало и не создавало развитого черепно-мозгового аппарата у древ-
ваны следующие критерии, отличающие человека от его животных             них людей. Поэтому преимущество человека состояло в том, что
предков:                                                                 он изначально обладал собственным, движимым умом телом.
1. Человек умеет изготавливать орудия при помощи орудий и ис-                 Однако проблема антропосоциогенеза до сих пор не кончает-
    пользовать их как средства производства материальных благ.           ся.
2. Человек знает простейшие нравственные запреты и противопо-                 В вопросе о природе человека сложились 2 позиции:
    ложность добра и зла.                                                1. Природа человека всецело социальна.
3. Человек обладает потребностями, чувственными восприятиями             2. Природа человека не только социальна, но и биологически на-
    и умственными навыками.                                                  гружена.
4. Человек не может существовать вне общества.

                                                                    26