Составители:
Рубрика:
4. экологическую культуру;
5. и другие.
Таким образом культура не существует вне человека. Степень
его приобщения к культуре определяет меру его общественного
развития.
Особое место в жизни человека занимают морально- этиче-
ские и эстетические аспекты культуры. Мораль регулирует жизни
людей. В нравственных принципах и нормах откладывается все то,
что составляет культуру межчеловеческих отношений.
Культурные нормы складываются в обыденном сознании об-
щества. Они изменчивы и содержат устойчивые и изменчивые мо-
менты.
3.Роль культуры и цивилизации в познании общества.
В понимании культуры в последнее время конкурируют две
познавательные программы. Это деятельностный и ценностный
подходы.
Понятие «цивилизация» появилось в русле теории прогресса в
середине 18 века. Во второй половине XVIII – начале XIX в.в. ут-
вердилось 3 подхода к пониманию цивилизации: унитарный, ста-
диальный и локально-исторический. Однако, в дальнейшем в ев-
ропейской мысли утвердилась методология однолинейного про-
грессизма. В рамках этой методологии появились концепции исто-
рических и неисторических народов, закон 3-х стадий развития
нравственности Гегеля, закон 3-х стадий эволюции мысли Канта,
теория общественно-исторических формаций Маркса.
Появление в 1869 году работы Н. Данилевского «Россия и Ев-
ропа» было явной несогласованностью с европейской мыслью.
В 20 – 30 гг. ХХ века появляется интерес к локальным культу-
рам и цивилизациям. О. Шпенглер сформулировал теорию куль-
турно-исторического круговорота. Дж. Тойнби рассматривал ци-
вилизацию как систему. Если Тойнби занимался конкретно-
историческим изучением мировых цивилизаций, то Ф. Конечны
предпринял попытку создать науку о цивилизации.
Во второй половине ХХ века сформировалась особая отрасль
знания - «исследование цивилизаций». Здесь выделяют культуро-
логический, социологический, этнопсихологический и географи-
ческий подходы.
В широком смысле слова под цивилизацией понимают сово-
купность материальных и духовных достижений общества в его
историческом развитии.
В узком смысле слова под цивилизацией понимают только ма-
териальную культуру.
В рамках этой отрасли сложилось несколько направлений:
1. цивилизации – это локально-исторические образования;
2. современная глобалистика.
Таким образом, в цивилизационном процессе в последнее
время выделяют локально-исторический, историко-стадиальный и
всемирно- исторический подходы в интерпретации понятия «ци-
вилизация».
4.Восток – Запад - Россия: цивилизационные типы.
Интерес на западе к Востоку возник в XVI – XVII веках. Су-
ществовало 2 направления в оценке Востока. При столкновении
западной и восточной цивилизаций обнаружилось превосходство
европейской цивилизации в связи с технико-экономическими и
военно-политическими преимуществами. С другой стороны, на
Востоке в отношении европейцев до конца XIX века господство-
вало представление о морально-этическом превосходстве восточ-
ной цивилизации.
Современный цивилизационный подход вносит ряд уточнений
в концепцию о различии путей исторического развития Востока и
Запада. Однако, до XIV – ХVII веков между Западом и Востоком
было много общего.
В эти же века, Россия, заявившая теорией «Москва – Третий
Рим» о своей православно-культурной и мессианской исключи-
тельности, столкнулась с западно-восточной цивилизацией. В по-
лемике западников и славянофилов сформировались две противо-
положные теории цивилизационной принадлежности России. Су-
ществует также евразийская концепция цивилизационного разви-
тия России.
32
4. экологическую культуру; логический, социологический, этнопсихологический и географи- 5. и другие. ческий подходы. Таким образом культура не существует вне человека. Степень В широком смысле слова под цивилизацией понимают сово- его приобщения к культуре определяет меру его общественного купность материальных и духовных достижений общества в его развития. историческом развитии. Особое место в жизни человека занимают морально- этиче- В узком смысле слова под цивилизацией понимают только ма- ские и эстетические аспекты культуры. Мораль регулирует жизни териальную культуру. людей. В нравственных принципах и нормах откладывается все то, В рамках этой отрасли сложилось несколько направлений: что составляет культуру межчеловеческих отношений. 1. цивилизации – это локально-исторические образования; Культурные нормы складываются в обыденном сознании об- 2. современная глобалистика. щества. Они изменчивы и содержат устойчивые и изменчивые мо- Таким образом, в цивилизационном процессе в последнее менты. время выделяют локально-исторический, историко-стадиальный и 3.Роль культуры и цивилизации в познании общества. всемирно- исторический подходы в интерпретации понятия «ци- В понимании культуры в последнее время конкурируют две вилизация». познавательные программы. Это деятельностный и ценностный 4.Восток – Запад - Россия: цивилизационные типы. подходы. Интерес на западе к Востоку возник в XVI – XVII веках. Су- Понятие «цивилизация» появилось в русле теории прогресса в ществовало 2 направления в оценке Востока. При столкновении середине 18 века. Во второй половине XVIII – начале XIX в.в. ут- западной и восточной цивилизаций обнаружилось превосходство вердилось 3 подхода к пониманию цивилизации: унитарный, ста- европейской цивилизации в связи с технико-экономическими и диальный и локально-исторический. Однако, в дальнейшем в ев- военно-политическими преимуществами. С другой стороны, на ропейской мысли утвердилась методология однолинейного про- Востоке в отношении европейцев до конца XIX века господство- грессизма. В рамках этой методологии появились концепции исто- вало представление о морально-этическом превосходстве восточ- рических и неисторических народов, закон 3-х стадий развития ной цивилизации. нравственности Гегеля, закон 3-х стадий эволюции мысли Канта, Современный цивилизационный подход вносит ряд уточнений теория общественно-исторических формаций Маркса. в концепцию о различии путей исторического развития Востока и Появление в 1869 году работы Н. Данилевского «Россия и Ев- Запада. Однако, до XIV – ХVII веков между Западом и Востоком ропа» было явной несогласованностью с европейской мыслью. было много общего. В 20 – 30 гг. ХХ века появляется интерес к локальным культу- В эти же века, Россия, заявившая теорией «Москва – Третий рам и цивилизациям. О. Шпенглер сформулировал теорию куль- Рим» о своей православно-культурной и мессианской исключи- турно-исторического круговорота. Дж. Тойнби рассматривал ци- тельности, столкнулась с западно-восточной цивилизацией. В по- вилизацию как систему. Если Тойнби занимался конкретно- лемике западников и славянофилов сформировались две противо- историческим изучением мировых цивилизаций, то Ф. Конечны положные теории цивилизационной принадлежности России. Су- предпринял попытку создать науку о цивилизации. ществует также евразийская концепция цивилизационного разви- Во второй половине ХХ века сформировалась особая отрасль тия России. знания - «исследование цивилизаций». Здесь выделяют культуро- 32
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- …
- следующая ›
- последняя »