Составители:
Рубрика:
В России, на Западе и Востоке сформировались также разные
типы людей с присущими им стилями мышления, ценностными
ориентациями, манерой поведения. В России сложился иоаннов-
ский тип человека, на Западе – прометеевский тип человека, на
Востоке – главное для человека универсальность, которая ориен-
тирована на сохранение гармонии мира, не требующего произвола
человеческого вмешательства.
Европейский и российский миры в цивилизационном отноше-
нии представляют собой относительное единство.
Контрольные вопросы
1. В чем специфика философского анализа культуры?
2. Каковы наиболее известные концепции и определения культу-
ры?
3. Каковы формы духовной культуры?
4. Что такое норма культуры?
5. Существует ли прогресс в культуре?
6. Какие существуют подходы к изучению цивилизаций?
7. Какова специфика цивилизаций Востока и Запада?
8. В чем отличие российской цивилизации?
Рекомендуемая литература
1. Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы развития России. –
М., 1992.
2. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.
3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.
4. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. – М.,
1990.
5. Ерыгин А.Н. Восток – Запад – Россия. – Ростов-на-Дону, 1993.
6. Запад и Восток. Традиции и современность. – М., 1993.
7. Мир России – Евразия: Антология. – М., 1995.
8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
9. Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 1991.
10. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. - Ростов-
на-Дону, 1997.
11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.
Тема: «ЛИЧНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ»
Содержание темы:
1. Понятие личности.
2. Свобода личности и ответственность.
3. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека.
4. Понятие и природа ценностей.
5. Социальные ценности и социализация личности.
6. Человек и космос.
1. Понятие личности.
Понятие личности относится к числу сложнейших в челове-
кознании. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих
языках, означает утрату своего места и статуса в определенной ие-
рархии. Сохранение своего лица, то есть личности – это катего-
ричное повеление человеческого достоинства, без чего наша циви-
лизация потеряла бы право называться человеческой.
К новорожденному ребенку этот термин не применим. Ста-
новление личности происходит в процессе усвоения людьми опы-
та и ценностных ориентаций данного общества. Этот процесс на-
зывается социализацией. В течение жизни человек может в той
или иной степени утратить личностные черты вследствие развития
хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний
центральной нервной системы и другое. В принципе личность мо-
жет умереть в еще живом человеке.
В структуру личности входят физическая, социальная и ду-
ховная личности.
Выделяют несколько крупных социальных типов личности,
которые прослеживаются на всем историческом пути развития че-
ловечества. Это «деятели», «мыслители», «люди чувств и эмоций»,
а также «гуманисты и подвижники»
2. Свобода личности и ответственность.
Свобода – одна из основных категорий, характеризующая
сущность человека и его существование, состоящее в возможности
личности мыслить и поступать в соответствии со своими пред-
33
В России, на Западе и Востоке сформировались также разные Тема: «ЛИЧНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ» типы людей с присущими им стилями мышления, ценностными Содержание темы: ориентациями, манерой поведения. В России сложился иоаннов- 1. Понятие личности. ский тип человека, на Западе – прометеевский тип человека, на 2. Свобода личности и ответственность. Востоке – главное для человека универсальность, которая ориен- 3. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека. тирована на сохранение гармонии мира, не требующего произвола 4. Понятие и природа ценностей. человеческого вмешательства. 5. Социальные ценности и социализация личности. Европейский и российский миры в цивилизационном отноше- 6. Человек и космос. нии представляют собой относительное единство. Контрольные вопросы 1. Понятие личности. 1. В чем специфика философского анализа культуры? Понятие личности относится к числу сложнейших в челове- 2. Каковы наиболее известные концепции и определения культу- кознании. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих ры? языках, означает утрату своего места и статуса в определенной ие- 3. Каковы формы духовной культуры? рархии. Сохранение своего лица, то есть личности – это катего- 4. Что такое норма культуры? ричное повеление человеческого достоинства, без чего наша циви- 5. Существует ли прогресс в культуре? лизация потеряла бы право называться человеческой. 6. Какие существуют подходы к изучению цивилизаций? К новорожденному ребенку этот термин не применим. Ста- 7. Какова специфика цивилизаций Востока и Запада? новление личности происходит в процессе усвоения людьми опы- 8. В чем отличие российской цивилизации? та и ценностных ориентаций данного общества. Этот процесс на- Рекомендуемая литература зывается социализацией. В течение жизни человек может в той 1. Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы развития России. – или иной степени утратить личностные черты вследствие развития М., 1992. хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний 2. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992. центральной нервной системы и другое. В принципе личность мо- 3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. жет умереть в еще живом человеке. 4. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. – М., В структуру личности входят физическая, социальная и ду- 1990. ховная личности. 5. Ерыгин А.Н. Восток – Запад – Россия. – Ростов-на-Дону, 1993. Выделяют несколько крупных социальных типов личности, 6. Запад и Восток. Традиции и современность. – М., 1993. которые прослеживаются на всем историческом пути развития че- 7. Мир России – Евразия: Антология. – М., 1995. ловечества. Это «деятели», «мыслители», «люди чувств и эмоций», 8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. а также «гуманисты и подвижники» 9. Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 1991. 10. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. - Ростов- 2. Свобода личности и ответственность. на-Дону, 1997. Свобода – одна из основных категорий, характеризующая 11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. сущность человека и его существование, состоящее в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими пред- 33
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- …
- следующая ›
- последняя »