Хеттский язык. Кретов А.А. - 62 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

62
ЛЕКЦИЯ 11.
ЛЕКСИКА И СЕМАНТИКА ХЕТТСКОГО ЯЗЫКА
1. Религиозная модель мира.
2. Абстрактная лексика .
3. Специальная лексика .
4. Названия частей тела.
5. Социально-экономическая лексика .
6. Термины родства.
7. Хеттско-индоевропейские изоглоссы и заимствованная лексика .
§ 1. Религиозная модель мира.
В хеттском языке и, по-видимому, в сознании хеттов модель, создаваемая
посредством слов, ещё не отделялась от того, что моделировалось .
Для хеттов очень важны были слова и заклинания в религиозных текстах.
В одном слове uttar для хеттов объединялись и 'слово', и 'вещь ', и 'дело', и
'причина'. (ср. также глагол того же корня uddan=ija 'заговаривать,
заколдовывать'). В современных языках эти понятия обозначаются разными
словами, и это свидетельствует о том, что носители современных языков
различают не отождествляют эти понятия.
С точки зрения современной логики хеттские религиозные термины
моделируют не мир, а представление хеттов о мире , т .е. служат для
обозначения концептов, не имеющих денотатов.
В системе новохеттских религиозных терминов ключевым был термин
para handandatar 'сверхъестественная правота', 'божественное чудо', которым
обозначалась власть богов, проявляющаяся в чудесах и сообщаемая ими царям
их избранникам, благодаря этому приобретающим сверхъестественную
                                                   62




                                   Л Е КЦ И Я 1 1 .
               Л Е КС И КА И С Е М А Н Т И КА ХЕ Т Т С КО Г О Я З Ы КА

       1.       Рел игиозна я м одел ь м ира .
       2.       А бст ра кт на я л ексика .
       3.       С п ециа л ь на я л ексика .
       4.       На зв а ния ча ст ейт ел а .
       5.       С оциа л ь но-эконом ическа ял ексика .
       6.       Т ерм ины родст в а .
       7.       Хет т ско-индоев роп ейские изогл оссы и за им ст в ов а нна я л ексика .


       § 1. Религиозная мод ельмира.


       В хет т ском языке и, по-вид им ом у , в созн а н ии хет т ов мод ел ь , созд а ва ем а я
посред ст вом сл ов, ещё н е от д ел ял а сь от т ого, чт о м од ел ирова л ось .
       Дл я хет т ов очен ь ва ж н ы был и сл ова и за кл ин а н ия в рел игиозн ых т екст а х.
       В од н ом сл ове uttar д л я хет т ов объед ин ял ись и 'сл ово', и 'вещь ', и 'д ел о', и
'причин а '.    (ср. т а кж е гл а гол         т ого    ж е корн я uddan=ija     'за гова рива т ь ,
за кол д овыва т ь '). В соврем ен н ых языка х э т и пон ят ия обозн а ча ют ся ра зн ым и
сл ова м и, и э т о свид ет ел ь ст в у ет о т ом , что н осит ел и соврем ен н ых языков
ра зл ича ют н е от ож д ест вл яют э т и пон ят ия.
       С т очки зрен ия соврем ен н ой л огики хет т ские рел игиозн ые т ерм ин ы
м од ел иру ют н е м ир, а          пред ст а вл ен ие хет т ов о м ире, т .е. сл у ж а т д л я
обозн а чен ия кон цепт ов, н е им еющих д ен от а т ов.
       В сист ем е н овохет т ских рел игиозн ых т ерм ин ов кл ючевым был т ерм ин
para handandatar 'сверхъест ест вен н а я пра вот а ', 'бож ест вен н ое чу д о', кот орым
обозн а ча л а сь вл а ст ь богов, проявл яюща яся в чу д еса х и сообща ем а я им и ца рям
– их избра н н ика м, бл а год а ря э т ом у            приобрет а ющим сверхъест ест вен н у ю