Хеттский язык. Кретов А.А. - 63 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

63
правоту (так, например, Хаттусилиса III такой правотой наделила его
покровительница богиня Иштар).
В отличие от вечных богов люди совершают грехи из-за грехов человека
или его предков, человек становится ритуально нечистым (осквернённым ) и
ему угрожают беды: "дурная нечистота", "колдовство", "гнев богов", "страх
мертвых", "дурной язык (всего человечества или панкуса народного
собрания)".
Для того, чтобы избежать этого, надо очиститься стать "господином
(хозяином) ритуала", для которого жрец или жрица совершают
жертвоприношение или обряд .
К обязанностям жрецов относится изучение воли богов: через
разнообразные гадания или сновидения. Ср. хет . ariya 'узнавать посредством
оракула' и лат. ooroo, ooraaculum; хет . arruwai- 'умолять, приводить доводы',
лат. arguoo, argumentum 'довод , аргумент'.
Верховный жрец-царь участвует в совершении обрядов и религиозных
праздниках, одним из которых является EZEN nuntarijashas 'праздник
быстроты', связанный с зимним перерывом между военными походами, во
время которого царь должен был быстро объехать культовые центры страны
откуда и название праздника .
"Жрецы" (sankunni- опосредованное аккадским шумерское
заимствование) составляли особую социальную группу наряду с "воинами"
(tuzzi- 'войско') и "рабами". Промежуточное положение занимали "рабы -
военнопленные".
Особо важными правовыми понятиями являлись sahhan 'повинности,
отбываемые земледельцами на землях храмов, царя или крупных
собственников' и luzzi 'исполнение общественных работ'.
История хеттской религии сложна: кроме унаследованной ПИЕ, она
впитала черты хаттской, хурритской и других переднеазиатских религий.
                                                  63


пра вот у   (т а к, н а прим ер, Ха т т у сил иса      III т а кой пра вот ой н а д ел ил а         его
покровит ел ь н ица – богин я И ш т а р).
       В от л ичие от вечн ых богов л юд и соверш а ют грехи из-за грехов чел овека
ил и его пред ков, чел овек ст а н овит ся рит у а л ь н о н ечист ым (оскверн ё н н ым ) и
ем у у грож а ют бед ы: "д у рн а я н ечист от а ", "кол д овст во", "гн ев богов", "ст ра х
м ерт вых", "д у рн ой язык (всего чел овечест ва                  ил и па н ку са    – н а род н ого
собра н ия)".
       Дл я т ого, чт обы избеж а т ь э т ого, н а д о очист ит ь ся – ст а т ь "господ ин ом
(хозяин ом )      рит у а л а ",   для    кот орого        ж рец    ил и    ж рица          соверш а ют
ж ерт воприн ош ен ие ил и обряд .
       К обяза н н ост ям          ж рецов     от н осит ся изу чен ие      вол и     богов: через
ра зн ообра зн ые га д а н ия ил и сн овид ен ия. С р. хет . ariya 'у зн а ва т ь посред ст вом
ора ку л а ' и л а т . ooroo, ooraaculum; хет . arruwai- 'у м ол ят ь , привод ит ь д овод ы',
л а т . arguoo, argumentum 'д овод , а ргу м ен т '.
       Верхов н ый ж рец-ца рь у ча ст ву ет в соверш ен ии обряд ов и рел игиозн ых
пра зд н ика х, од н им       из кот орых явл яет ся EZEN nuntarijashas 'пра зд н ик
быст рот ы', связа н н ый с зим н им перерывом м еж д у воен н ым и поход а м и, во
врем я кот орого ца рь д ол ж ен был быст ро объеха т ь ку л ь т овые цен т ры ст ра н ы –
от ку д а и н а зва н ие пра зд н ика .
       "Ж рецы"           (sankunni-         опосред ова н н ое       а кка д ским          ш у м ерское
за им ст вова н ие) сост а вл ял и особу ю социа л ь н у ю гру ппу н а ряд у с "воин а м и"
(tuzzi- 'войско') и "ра ба м и". Пром еж у т очн ое пол ож ен ие за н им а л и "ра бы-
воен н опл ен н ые".
       О собо ва ж н ым и пра вовым и пон ят иям и явл ял ись sahhan 'повин н ост и,
от быва ем ые      зем л ед ел ь ца м и   на     земл ях     хра м ов,     ца ря     ил и     кру пн ых
собст вен н иков' и luzzi 'испол н ен ие общест вен н ых ра бот '.
       И ст ория хет т ской рел игии сл ож н а : кром е у н а сл ед ова н н ой ПИ Е , он а
впит а л а черт ы ха т т ской, ху ррит ской и д ру гих перед н еа зиа т ских рел игий.