Стилистика русского языка и культура речи - 44 стр.

UptoLike

Рубрика: 

44
Практическое занятие 1
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НОРМ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Вопросы :
1. Литературный язык, его свойства.
2. История развития русского литературного языка .
3. Определение языковой нормы . Признаки нормы литературного
языка.
4. Динамическая теория нормы . Причины , определяющие изменение
норм языка .
5. Типы норм современного русского литературного языка .
Задания:
1. Познакомьтесь с отрывками из статей известных лингвистов
и писателей. Какие признаки и свойства литературного языка отмечают
авторы ?
1. Литературный язык, которым мы пользуемся , - это подлинно
драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих
поколений, драгоценнейшее, ибо оно дает нам возможность выражать свои
мысли и чувства и понимать их не только у наших современников , но и у
великих людей минувших времен (Л .В . Щерба).
2. Язык создается народом . Деление языка на литературный и
народный значит только то , что мы имеем , так сказать , сырой” язык и
обработанный мастерами. Первый, кто прекрасно понял это , был Пушкин.
Он же показал, как надобно обрабатывать его (М . Горький).
3. Сближаясь на разных этапах своего развития то с книжно -
письменной , то с разговорно - устной формой речи , русский литературный
язык никогда не был чем - то искусственным и совершенно чуждым
народному языку (К.С . Горбачевич).
4. Чтобы лучше понять сущность литературного языка , надо знать
другие разновидности и ответвления национального языка . В качестве
высшей формы национального языка литературный язык
противопоставляется диалектам , просторечию и жаргонам (А.В . Калинин).
5. Там , где дети усиленно у ч а т с я г о в о р и т ь, там взрослые не
теряют бесконечного количества времени на отыскание в словесном
потоке собеседника основной мысли и не изливают сами таких потоков
вокруг своих мыслей , там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу,
потому что лучше понимают друг друга , там люди меньше судятся, потому
что составляют более ясные контракты и т. д. и т.п. Уменье говорить , это то
смазочное масло , которое необходимо для всякой культурно-
государственной машины и без которого она просто остановилась бы . Если
                                         44


                          П ракт иче ское занят ие № 1

 И С Т О РИ Я РАЗВ И Т И Я Н О РМ РУ С С КО Г О Л И Т Е РАТ У РН О Г О Я ЗЫ КА

      В опросы :
     1. Л и тературны й язы к, его св ойств а.
     2. И стори я разв и ти я русского ли тературного язы ка.
     3. О пределени е язы ков ой норм ы . П ри знаки норм ы ли тературного
язы ка.
     4. Д и нам и ческая теори я норм ы . П ри чи ны , определяю щ и е и зм енени е
норм язы ка.
     5. Т и пы норм сов рем енного русского ли тературного язы ка.

     Задани я:

      № 1. П о зн ако м ь т есь с о т ры вкам и изст ат ей извест н ы х л ин гвист о в
иписат ел ей. К акие призн акиисво йст ва л ит ерат урн о го язы ка о т м ечаю т
авт о ры ?

       1. Л и тературны й язы к, которы м м ы поль зуем ся, - э то подли нно
драгоценнейш ее наследи е, полученное нам и от предш еств ую щ и х
поколени й, драгоценнейш ее, и бо оно даетнам в озм ож ность в ы раж ать св ои
м ы сли и чувств а и пони м ать и х не толь ко унаш и х сов рем енни ков , но и у
в ели ки х лю дей м и нувш и х в рем ен (Л .В . Щ ерба).
       2. Я зы к создается народом . Д елени е язы ка на ли тературны й и
народны й значи т толь ко то, что м ы и м еем , так сказать , “сы рой” язы к и
обработанны й м астерам и . П ерв ы й, кто прекрасно понялэ то, бы лП уш ки н.
О н ж епоказал, как надобно обрабаты в ать его (М . Г орь ки й).
       3. С бли ж аясь на разны х э тапах св оего разв и ти я то с кни ж но-
пи сь м енной, то с разгов орно-устной ф орм ой речи , русски й ли тературны й
язы к ни когда не бы л чем -то и скусств енны м и сов ерш енно чуж ды м
народном уязы ку(К.С . Г орбачев и ч).
       4. Ч тобы лучш е понять сущ ность ли тературного язы ка, надо знать
други е разнов и дности и отв етв лени я наци ональ ного язы ка. В качеств е
в ы сш ей     ф орм ы      наци ональ ного        язы ка ли тературны й     язы к
проти в опостав ляется ди алектам , просторечи ю и ж аргонам (А.В . К али ни н).
       5. Т ам , гдедети уси ленно уча тся го в о р и ть , там в зрослы ене
теряю т бесконечного коли честв а в рем ени на оты скани е в слов есном
потоке собеседни ка основ ной м ы сли и не и зли в аю т сам и таки х потоков
в округсв ои х м ы слей, там лю ди неоскорбляю тдругдруга на каж дом ш агу,
потом учто лучш епони м аю тдругдруга, там лю ди м ень ш есудятся, потом у
что состав ляю тболееясны еконтракты и т.д. и т.п. У м ень егов ори ть , э то то
см азочное м асло, которое необходи м о для в сякой куль турно-
государств енной м аш и ны и без которого она просто останов и лась бы . Е сли