Культурология. Куляскина И.Ю - 34 стр.

UptoLike

Амурский Государственный Университет 34
аналогии мышления ребенка и первобытного человека, направленного как
раз на сверхъестественное, придающее связям между явлениями мистиче-
ский характер. Цивилизованное мышление, по мнению Леви-Брюля, имеет
основой способность к мышлению и рефлексии, выработанную за столетия
путем суровых упражнений. И поэтому оно ориентировано на логический
поиск информации о явлениях и на установление объясняющих их причин.
Но при этом как на уровне общества, так и на уровне индивида продолжают
сохраняться способности к иррациональному мировидению.
Более того, на основе широких исследований многих спонтанных мисти-
ческих переживаний известный психолог Абрахам Маслоу опроверг тради-
ционное психиатрическое воззрение, приравнивавшее их к психозам, и
сформулировал радикально новую психологию. По Маслоу, мистический
опыт не следует считать патологическим; гораздо более уместно было бы
рассматривать его как сверхнормальный, поскольку он ведет к самоактуали-
зации и происходит у нормальных во всем остальном индивидов. И если до
недавнего времени духовность и религию в западной психиатрии трактовали
как нечто, генерируемое человеческой психикой в ответ на внешние события,
- ошеломляющее воздействие окружающего мира, угрозу смерти, страх перед
неизвестностью и т.п., то теперь, в частности, в работах С. Грофа, духовность
определяется как неотъемлемое свойство психики, проявляющееся спонтан-
но при достаточно углубленном самоисследовании. По словам С. Грофа,
прямое эмпирическое столкновение с перинатальным и трансперсональным
уровнями бессознательного всегда связано со спонтанным пробуждением
духовности, и это никак не зависит от переживаний детства, религиозной за-
программированности, конфессии, даже от культурной и расовой принад-
лежности. Человек, соприкоснувшийся с этими уровнями своей психики, ес-
тественным образом вырабатывает новое мировоззрение, в котором духов-
ность становится естественным, сущностным и жизненно необходимым эле-
ментом существованияОтсюда следует, что атеистический, механистиче-
ский и материалистический подход к миру и существованию отражает глубо-
Амурский Государственный Университет                                     34
аналогии мышления ребенка и первобытного человека, направленного как
раз на сверхъестественное, придающее связям между явлениями мистиче-
ский характер. Цивилизованное мышление, по мнению Леви-Брюля, имеет
основой способность к мышлению и рефлексии, выработанную за столетия
путем суровых упражнений. И поэтому оно ориентировано на логический
поиск информации о явлениях и на установление объясняющих их причин.
Но при этом как на уровне общества, так и на уровне индивида продолжают
сохраняться способности к иррациональному мировидению.
    Более того, на основе широких исследований многих спонтанных мисти-
ческих переживаний известный психолог Абрахам Маслоу опроверг тради-
ционное психиатрическое воззрение, приравнивавшее их к психозам, и
сформулировал радикально новую психологию. По Маслоу, мистический
опыт не следует считать патологическим; гораздо более уместно было бы
рассматривать его как сверхнормальный, поскольку он ведет к самоактуали-
зации и происходит у нормальных во всем остальном индивидов. И если до
недавнего времени духовность и религию в западной психиатрии трактовали
как нечто, генерируемое человеческой психикой в ответ на внешние события,
- ошеломляющее воздействие окружающего мира, угрозу смерти, страх перед
неизвестностью и т.п., то теперь, в частности, в работах С. Грофа, духовность
определяется как неотъемлемое свойство психики, проявляющееся спонтан-
но при достаточно углубленном самоисследовании. По словам С. Грофа,
прямое эмпирическое столкновение с перинатальным и трансперсональным
уровнями бессознательного всегда связано со спонтанным пробуждением
духовности, и это никак не зависит от переживаний детства, религиозной за-
программированности, конфессии, даже от культурной и расовой принад-
лежности. Человек, соприкоснувшийся с этими уровнями своей психики, ес-
тественным образом вырабатывает новое мировоззрение, в котором духов-
ность становится естественным, сущностным и жизненно необходимым эле-
ментом существования      Отсюда следует, что атеистический, механистиче-
ский и материалистический подход к миру и существованию отражает глубо-