Культурология. Куляскина И.Ю - 35 стр.

UptoLike

Амурский Государственный Университет 35
кое отчуждение от сердцевины бытия, отсутствие подлинного понимания се-
бяЧеловек идентифицирует себя лишь с одним частичным аспектом своей
природы, с телесным Эго Такое усеченное отношение к себе самому и к
существованию чревато, в конечном счете, ощущением тщетности жизни,
отчужденностью от космического процесса, а также ненасытными потребно-
стями, состязательностью, тщеславием, которые не в состоянии удовлетво-
рить никакое достижение. В коллективном масштабе такое человеческое со-
стояние приводит к отчуждению от природы, к ориентации на «безгранич-
ный рост» и зацикливанию на объектных и количественных параметрах су-
ществования. Такой способ бытия в мире предельно деструктивен и на лич-
ном и на коллективном уровне.
Но сколько бы мы ни пытались познать себя в рамках научной логики,
вряд ли нам это удастся с удовлетворительной степенью полноты. Человече-
ская личность имеет множество аспектов, составляющих неслиянно и нераз-
дельно ее единство. Как подчеркивал К. Ясперс, человек издавна создавал
для себя картину целого: сначала в виде мифов (в теогониях и космогониях,
где человеку отведено определенное место), затем в картине божественных
деяний, движущих судьбами мира, затем как данное в откровении целостное
понимание истории от сотворения мира и грехопадения человека до конца
мира и Страшного суда (Августин Блаженный). И лишь когда историческое
сознание стало основываться на эмпирических данных, целостная картина
становилась все более дифференцированной. Она, однако, еще воспринима-
лась как картина, отражающая естественную эволюцию человеческой куль-
туры.
Ныне наступил новый этап. Мы и не заметили, как оказались в по-
стестественном мире. Природа вокруг насдекоративна, мир, в котором мы
живем, - синтетичен и состоит из хитроумных изобретений. Телевизор под-
чиняет людей физически и духовно. Компьютер с его виртуальными реаль-
ностями, постепенно вытесняющими реальную жизнь с настоящими пробле-
мами, погружает человека в мир сконструированный, вымышленный. От по-
Амурский Государственный Университет                                 35
кое отчуждение от сердцевины бытия, отсутствие подлинного понимания се-
бя    Человек идентифицирует себя лишь с одним частичным аспектом своей
природы, с телесным Эго      Такое усеченное отношение к себе самому и к
существованию чревато, в конечном счете, ощущением тщетности жизни,
отчужденностью от космического процесса, а также ненасытными потребно-
стями, состязательностью, тщеславием, которые не в состоянии удовлетво-
рить никакое достижение. В коллективном масштабе такое человеческое со-
стояние приводит к отчуждению от природы, к ориентации на «безгранич-
ный рост» и зацикливанию на объектных и количественных параметрах су-
ществования. Такой способ бытия в мире предельно деструктивен и на лич-
ном и на коллективном уровне.
     Но сколько бы мы ни пытались познать себя в рамках научной логики,
вряд ли нам это удастся с удовлетворительной степенью полноты. Человече-
ская личность имеет множество аспектов, составляющих неслиянно и нераз-
дельно ее единство. Как подчеркивал К. Ясперс, человек издавна создавал
для себя картину целого: сначала в виде мифов (в теогониях и космогониях,
где человеку отведено определенное место), затем в картине божественных
деяний, движущих судьбами мира, затем как данное в откровении целостное
понимание истории от сотворения мира и грехопадения человека до конца
мира и Страшного суда (Августин Блаженный). И лишь когда историческое
сознание стало основываться на эмпирических данных, целостная картина
становилась все более дифференцированной. Она, однако, еще воспринима-
лась как картина, отражающая естественную эволюцию человеческой куль-
туры.
     Ныне наступил новый этап. Мы и не заметили, как оказались в по-
стестественном мире. Природа вокруг нас – декоративна, мир, в котором мы
живем, - синтетичен и состоит из хитроумных изобретений. Телевизор под-
чиняет людей физически и духовно. Компьютер с его виртуальными реаль-
ностями, постепенно вытесняющими реальную жизнь с настоящими пробле-
мами, погружает человека в мир сконструированный, вымышленный. От по-