Культурология. Куляскина И.Ю - 32 стр.

UptoLike

Амурский Государственный Университет 32
Ценностикак на уровне личности, так и на уровне социумаобнажа-
ются в ситуациях индивидуального или группового кризиса (смерть, пожар,
бедствие) или конфликта (семейный, военный, политический, социальный и
т.п.). Э. Дюркгейм ввел понятие «аномия», обозначающее состояние ценно-
стно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных пе-
риодов и состояний в развитии обществ, когда старые социальные нормы и
ценности перестают действовать, а новые еще не установились.
Другой тип смены ценностных ориентаций в обществе связан с глобаль-
ными процессами в культуре, которые проникают и на уровень традиций,
обычаев, порой радикально меняя даже консервативные и наиболее устойчи-
вые структуры социального поведения. Как правило, процесс «отказа» от
«старого» в этом случае идет быстро, решительно. При этом всякое «новое»
обладает заведомым преимуществом, поскольку оно «глобальное», а значит,
приобретает статус высшей нормативной ценности.
Вместе с тем ценности ядра любой культуры невозможно изменить ни
доказательствами их несостоятельности, ни демонстрацией более привлека-
тельных ценностей. Мутация этого ядра происходит сравнительно медленно
даже при целенаправленном мощном воздействии. А исчезает оно только
вместе с исчезновением самой культуры.
Ценности не меняются случайно, от ситуации к ситуации. Всегда суще-
ствует определенная степень устойчивости образца. При этом не имеет зна-
чения, негативные это ценности или позитивные.
Предметное воплощение ценностей. Как проявляются ценности в арте-
фактах? Ценности воплощаются в устной и письменной литературе, других
видах искусства, праве, мифологии, стандартизированных религиозных дог-
мах.
Ценности могут быть воплощены и в предметах, которые сами по себе не
имеют какой-либо цены. Так, самой большой сакральной ценностью мусуль-
ман является Каабасвященный камень. Это место поклонения, по нему
ориентируют мечети и т.п. Другого рода ценностьнаучную и культурную
Амурский Государственный Университет                                32
    Ценности – как на уровне личности, так и на уровне социума – обнажа-
ются в ситуациях индивидуального или группового кризиса (смерть, пожар,
бедствие) или конфликта (семейный, военный, политический, социальный и
т.п.). Э. Дюркгейм ввел понятие «аномия», обозначающее состояние ценно-
стно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных пе-
риодов и состояний в развитии обществ, когда старые социальные нормы и
ценности перестают действовать, а новые еще не установились.
    Другой тип смены ценностных ориентаций в обществе связан с глобаль-
ными процессами в культуре, которые проникают и на уровень традиций,
обычаев, порой радикально меняя даже консервативные и наиболее устойчи-
вые структуры социального поведения. Как правило, процесс «отказа» от
«старого» в этом случае идет быстро, решительно. При этом всякое «новое»
обладает заведомым преимуществом, поскольку оно «глобальное», а значит,
приобретает статус высшей нормативной ценности.
    Вместе с тем ценности ядра любой культуры невозможно изменить ни
доказательствами их несостоятельности, ни демонстрацией более привлека-
тельных ценностей. Мутация этого ядра происходит сравнительно медленно
даже при целенаправленном мощном воздействии. А исчезает оно только
вместе с исчезновением самой культуры.
    Ценности не меняются случайно, от ситуации к ситуации. Всегда суще-
ствует определенная степень устойчивости образца. При этом не имеет зна-
чения, негативные это ценности или позитивные.
    Предметное воплощение ценностей. Как проявляются ценности в арте-
фактах? Ценности воплощаются в устной и письменной литературе, других
видах искусства, праве, мифологии, стандартизированных религиозных дог-
мах.
    Ценности могут быть воплощены и в предметах, которые сами по себе не
имеют какой-либо цены. Так, самой большой сакральной ценностью мусуль-
ман является Кааба – священный камень. Это место поклонения, по нему
ориентируют мечети и т.п. Другого рода ценность – научную и культурную –