Культурология. Куляскина И.Ю - 31 стр.

UptoLike

Амурский Государственный Университет 31
Вместе с тем существует огромная разница между тем, как воспринима-
ются ценности разными людьми разных культур. Это восприятие зависит от
их индивидуальных или групповых установок, а также от той объективной
шкалы, которая свободна от субъективных и изменчивых оценок.
Ценности и нормы, сформулированные, например, в Нагорной пропове-
ди и в основных моральных наставлениях всех мировых религий и этических
систем, имеют универсальный характер. Это обусловлено тем, что основные
черты фундаментальных ценностей базируются на данных биологической
природы человека и универсальных свойствах социального взаимодействия.
Выявление универсальных ценностей и распознание их природынеобхо-
димое условие для выработки путей и вариантов соглашения между народа-
ми мира. Таким образом, ценности, распространенные повсеместно и одина-
ковые или весьма сходные по содержанию, усваиваются всеми культурами
как необходимая часть; они вечны и обязательны для всех обществ и инди-
видов. Но «одеты» эти ценности в специфические культурные «одежды», т.е.
конфигурация ценностной системы, соотношение и взаимодействие элемен-
тов внутри нее - продукт той или иной культуры.
Ценности и мотивацияблизкие, но несовпадающие понятия. Возмож-
ны три типа отношений между ними: гармонияты желаешь делать то, что
должен, и должен делать то, что желаешь» Конфуций); компромиссы; кон-
фликты. Отношения гармоничны, когда понятие «ценность» соединяет в себе
разум и чувство.
Конфликт может возникать, когда реализация какой-либо ценности, зна-
чимой для человека или социальной группы, не одобряется окружающими.
Изменение ценностных представлений. Время от времени в той или иной
культуре возникают опасения, что может произойти размывание ее ценност-
ного ядра, подмена «своих» ценностей «чужими». Так, сегодня большая
обеспокоенность проявляется в российском обществе в связи с «американи-
зацией» отечественной культуры.
Амурский Государственный Университет                                31
    Вместе с тем существует огромная разница между тем, как воспринима-
ются ценности разными людьми разных культур. Это восприятие зависит от
их индивидуальных или групповых установок, а также от той объективной
шкалы, которая свободна от субъективных и изменчивых оценок.
    Ценности и нормы, сформулированные, например, в Нагорной пропове-
ди и в основных моральных наставлениях всех мировых религий и этических
систем, имеют универсальный характер. Это обусловлено тем, что основные
черты фундаментальных ценностей базируются на данных биологической
природы человека и универсальных свойствах социального взаимодействия.
Выявление универсальных ценностей и распознание их природы – необхо-
димое условие для выработки путей и вариантов соглашения между народа-
ми мира. Таким образом, ценности, распространенные повсеместно и одина-
ковые или весьма сходные по содержанию, усваиваются всеми культурами
как необходимая часть; они вечны и обязательны для всех обществ и инди-
видов. Но «одеты» эти ценности в специфические культурные «одежды», т.е.
конфигурация ценностной системы, соотношение и взаимодействие элемен-
тов внутри нее - продукт той или иной культуры.
    Ценности и мотивация – близкие, но несовпадающие понятия. Возмож-
ны три типа отношений между ними: гармония («ты желаешь делать то, что
должен, и должен делать то, что желаешь» Конфуций); компромиссы; кон-
фликты. Отношения гармоничны, когда понятие «ценность» соединяет в себе
разум и чувство.
    Конфликт может возникать, когда реализация какой-либо ценности, зна-
чимой для человека или социальной группы, не одобряется окружающими.
    Изменение ценностных представлений. Время от времени в той или иной
культуре возникают опасения, что может произойти размывание ее ценност-
ного ядра, подмена «своих» ценностей «чужими». Так, сегодня большая
обеспокоенность проявляется в российском обществе в связи с «американи-
зацией» отечественной культуры.