Неклассическая логика. Купарашвили М.Д. - 31 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

61
ПРИМЕЧАНИЯ
1
Логика стоя. Логика, разработанная представителями стои-
ческой школы: Зенон (ок. 336–264 до н.э.), Хрисипп (ок. 281–
208 до н.э.), Аристон из Хиоса, Посидон (ок. 135–50 до н.э.),
поздние представители стоя: Сенека (ок. 4–65 н.э.), Эпиктет (ок.
50–138 н.э.), Марк Аврелий Антоний (121–180 н.э.). Именно они
впервые ввели понятие «логика». Логика рассматривалась
ими
как первая часть философии, после которой шли физика и этика.
Целью логики стоики прописали ограждение ума от заблуждений,
поиск путей и критериев истины. Предметом логики, по мнению
стоиков, являются не только суждение и умозаключение, но и
грамматика (слова и предложения).
Стоическая логика состояла из двух разделов: диалектики и
риторики.
Диалектику делили еще на две части: грамматику и
теорию познания. Отсюда вытекало и их определение логики как
науки о знаках и о том, что они обозначают. По мнению стоиков,
знакэто правильное условие, которое содержится в первой час-
ти условного суждения. Так, в формуле «если А, то В» А есть знак
для В. Стоики полагали, что отношение знаков к обозначаемым
ими предметам является сущностью всякого рассуждения.
2
Логика Пор-Рояля (франц. Port-Royal). Это название вы-
шедшей в Париже в 1662 г. книги «Логика, или Искусство мыс-
лить», авторами которой были члены янсенской религиозной
корпорации, существующей в монастыре Пор-Рояль, картезианцы
П. Николь (1625–1695) и А. Арно (1612–1694). Они попытались
соединить дедуктивный метод Декарта с методологическими тре-
бованиями Б. Паскаля (1623–1662).
Монастырь Пор-Рояль
был основан в 1204 г., после перене-
сен в пригород Парижа, Сент-Жан. Центром янсенизма он стал
после 1640 г. Отсюда Белз Паскаль выступил против иезуитского
пробабилизма, согласно которому знание является только вероят-
ным, так как истина недостижима. В 1709 г. по приказанию коро-
ля монастырь был сожжен.
В указанной книге авторы обращают
особое внимание на
прикладное значение логики. Она является методологическим
пособием для других наук, отсюда определяют ее как искусство
62
правильно прилагать разум к познанию предметов. Цель логики
анализировать деятельность ума, которая состоит в образовании
понятий и суждений, в способности умозаключать и руководить
рассуждением.
Логика делится на четыре части. В первой излагается уче-
ние о понятиях, которые делятся на простые и сложные, общие
частные и единичные.
Авторы критикуют аристотелевское учение о
десяти кате-
гориях за произвольность отбора и за то, что оно подменяет идеи
словами. В этом они видят причину и источник логических оши-
бок: ложные выводы в умозаключенияхэто следствие неодно-
значного употребления слов в естественном языке. Представите-
ли поррояльской логики мечтали о языке, в котором за каждым
словом закреплен
один смысл.
Вторая часть логики посвящена анализу суждения. Это дей-
ствие ума, когда связываются различные идеи. Суждение толку-
ется как сравнение идей о вещах. Все суждения подразделяются
на простые и сложные, утвердительные и отрицательные, общие,
частные и единичные, истинные, ложные и вероятностные. Логи-
ка поррояля недостатком прежних логических систем считает ис
-
следования очень узкого круга суждений, неразработанность вы-
деляющих и исключающих суждений.
Третья часть логики посвящена изложению учения об умо-
заключениях. Задачу умозаключения они видели в установлении
их истинности или ложности.
В четвертой части рассматриваются метод и правила дока-
зательства. Метод определяется как способ расположения мыс-
лей, с помощью которого открывается
новая истина. Метод быва-
ет аналитическим и синтетическим. Аналитический метод (метод
решения) авторы поррояльской логики называют методом изо-
бретения. Его назначениеоткрытие истины. Метод представля-
ют не как правила или законы, а как проницательность и способ-
ность ума правильно оценивать предметы окружающего мира.
Синтетический метод (метод композиции), который они обозна-
чают
еще как теоретический метод, имеет своим назначением пе-
редачу уже открытых истин. Процесс исследования должен стро-
иться от более общего к частному, от рода к виду. Успех доказа-
                       ПРИМЕЧАНИЯ                                  правильно прилагать разум к познанию предметов. Цель логики –
     1
                                                                   анализировать деятельность ума, которая состоит в образовании
       Логика стоя. Логика, разработанная представителями стои-    понятий и суждений, в способности умозаключать и руководить
ческой школы: Зенон (ок. 336–264 до н.э.), Хрисипп (ок. 281–       рассуждением.
208 до н.э.), Аристон из Хиоса, Посидон (ок. 135–50 до н.э.),            Логика делится на четыре части. В первой излагается уче-
поздние представители стоя: Сенека (ок. 4–65 н.э.), Эпиктет (ок.   ние о понятиях, которые делятся на простые и сложные, общие
50–138 н.э.), Марк Аврелий Антоний (121–180 н.э.). Именно они      частные и единичные.
впервые ввели понятие «логика». Логика рассматривалась ими               Авторы критикуют аристотелевское учение о десяти кате-
как первая часть философии, после которой шли физика и этика.      гориях за произвольность отбора и за то, что оно подменяет идеи
Целью логики стоики прописали ограждение ума от заблуждений,       словами. В этом они видят причину и источник логических оши-
поиск путей и критериев истины. Предметом логики, по мнению        бок: ложные выводы в умозаключениях – это следствие неодно-
стоиков, являются не только суждение и умозаключение, но и         значного употребления слов в естественном языке. Представите-
грамматика (слова и предложения).                                  ли поррояльской логики мечтали о языке, в котором за каждым
      Стоическая логика состояла из двух разделов: диалектики и    словом закреплен один смысл.
риторики. Диалектику делили еще на две части: грамматику и               Вторая часть логики посвящена анализу суждения. Это дей-
теорию познания. Отсюда вытекало и их определение логики как       ствие ума, когда связываются различные идеи. Суждение толку-
науки о знаках и о том, что они обозначают. По мнению стоиков,     ется как сравнение идей о вещах. Все суждения подразделяются
знак – это правильное условие, которое содержится в первой час-    на простые и сложные, утвердительные и отрицательные, общие,
ти условного суждения. Так, в формуле «если А, то В» А есть знак   частные и единичные, истинные, ложные и вероятностные. Логи-
для В. Стоики полагали, что отношение знаков к обозначаемым        ка поррояля недостатком прежних логических систем считает ис-
ими предметам является сущностью всякого рассуждения.              следования очень узкого круга суждений, неразработанность вы-
      2
        Логика Пор-Рояля (франц. Port-Royal). Это название вы-     деляющих и исключающих суждений.
шедшей в Париже в 1662 г. книги «Логика, или Искусство мыс-              Третья часть логики посвящена изложению учения об умо-
лить», авторами которой были члены янсенской религиозной           заключениях. Задачу умозаключения они видели в установлении
корпорации, существующей в монастыре Пор-Рояль, картезианцы        их истинности или ложности.
П. Николь (1625–1695) и А. Арно (1612–1694). Они попытались              В четвертой части рассматриваются метод и правила дока-
соединить дедуктивный метод Декарта с методологическими тре-       зательства. Метод определяется как способ расположения мыс-
бованиями Б. Паскаля (1623–1662).                                  лей, с помощью которого открывается новая истина. Метод быва-
      Монастырь Пор-Рояль был основан в 1204 г., после перене-     ет аналитическим и синтетическим. Аналитический метод (метод
сен в пригород Парижа, Сент-Жан. Центром янсенизма он стал         решения) авторы поррояльской логики называют методом изо-
после 1640 г. Отсюда Белз Паскаль выступил против иезуитского      бретения. Его назначение – открытие истины. Метод представля-
пробабилизма, согласно которому знание является только вероят-     ют не как правила или законы, а как проницательность и способ-
ным, так как истина недостижима. В 1709 г. по приказанию коро-     ность ума правильно оценивать предметы окружающего мира.
ля монастырь был сожжен.                                           Синтетический метод (метод композиции), который они обозна-
      В указанной книге авторы обращают особое внимание на         чают еще как теоретический метод, имеет своим назначением пе-
прикладное значение логики. Она является методологическим          редачу уже открытых истин. Процесс исследования должен стро-
пособием для других наук, отсюда определяют ее как искусство       иться от более общего к частному, от рода к виду. Успех доказа-

                              61                                                                 62