Институциональная экономика. Кузьминов Я.И - 5 стр.

UptoLike

5
поведения предполагал, что люди в массе своей ведут себя рационально (этим они отличаются от
животных) и могут абстрагироваться от любых иррациональных действий.
Другой предпосылкой естественного поведения является принцип эгоизма (или
индивидуализма). Данный принцип предполагает, что человек добивается своих и только своих целей,
что все его экономическое поведение базируется на стремлении удовлетворить свои собственные
потребности. Это не значит, как многие критики этого подхода говорили, что человек готов будет
продать свою бабушку, если ему это окажется выгодно. Как правило, человеку выгодно все-таки
бабушку иметь - он от нее получает массу душевного тепла, заботу и пр., и пр. Сам по себе принцип
эгоизма ничего плохого не представляет, утрировать его не надо. Это просто-напросто характеристика
поведения человека, исходящего из собственных, а не навязанных ему извне интересов.
Натуральное поведение лежит в основе всей классической политической экономии. Так его
понимали Адам Смит (Adam Smith), Давид Рикардо (David Ricardo), Джон Стюарт Милль (John Stuart
Mill) да и, в конечном счете, авторы, положившее начало маржиналистской революции. Среди
последних стоит упомянуть австрийцев Карла Мангера (Karl Munger) и его последователей;
представителей Лозаннской школы, самым ярким из которых был Леон Вальрас (Leon Walras);
англичанина Вильяма Стэнли Джевонса (William Stanley Jevons) и многих других. Все они восприняли
теорию естественного поведения человека естественного, которую часто еще называют homo-economics.
Второй принцип классического экономического анализа - правило невидимой руки рынка,
впервые сформулированное Адамом Смитом. Оно предполагало, что при отсутствии внешнего
вторжения в экономические отношения, будучи предоставленными сами себе, люди автоматически
достигают в своих отношениях обмена некого состояния, которое максимизирует общественное
богатство. Иными словами, свободно действующие, неограниченные, естественные индивиды
автоматически достигают путем отношений обмена состояния, в котором максимизируется
общественная польза. Да, слабый получает меньше, сильный - больше, но в конце концов этот сильный
сделает больше для приращения общественного богатства, чем слабый - вот логика правила невидимой
руки рынка.
В оппозиции к классической экономической теории до 70-ых гг. XIX в. находились социализм,
рикардианский социализм и марксизм. Фактически тогдашняя экономическая теория была
сосредоточена вокруг распределения, и марксизм оспаривал принцип распределения, а также, что очень
важно, методологический индивидуализм. Очевидным вкладом марксизма в экономическую теорию
является теория форм собственности, принцип экономического принуждения и историзм (теория
способов производства).
Теория форм собственности. Эта теория предполагала, что распределение средств
производства и экономической силы не регулируется естественными механизмами. Оно зависит от того,
кто контролирует решающие в данный момент средства производства, т.е. наиболее редкие ресурсы,
если говорить языком современной экономической теории. При рабовладельческом строе, когда людей
было мало, таковым ресурсом были рабы; при феодализме - земля; при капитализме - условно говоря,
станки, т.е. овеществленный капитал. А доживи марксизм в классическом виде до наших дней, это были
бы информационные ресурсы и, возможно, природные ресурсы (такие теории тоже есть, ибо природные
ресурсы становятся все более и более ограниченными).
поведения предполагал, что люди в массе своей ведут себя рационально (этим они отличаются от
животных) и могут абстрагироваться от любых иррациональных действий.
        Другой    предпосылкой     естественного   поведения   является   принцип     эгоизма   (или
индивидуализма). Данный принцип предполагает, что человек добивается своих и только своих целей,
что все его экономическое поведение базируется на стремлении удовлетворить свои собственные
потребности. Это не значит, как многие критики этого подхода говорили, что человек готов будет
продать свою бабушку, если ему это окажется выгодно. Как правило, человеку выгодно все-таки
бабушку иметь - он от нее получает массу душевного тепла, заботу и пр., и пр. Сам по себе принцип
эгоизма ничего плохого не представляет, утрировать его не надо. Это просто-напросто характеристика
поведения человека, исходящего из собственных, а не навязанных ему извне интересов.
        Натуральное поведение лежит в основе всей классической политической экономии. Так его
понимали Адам Смит (Adam Smith), Давид Рикардо (David Ricardo), Джон Стюарт Милль (John Stuart
Mill) да и, в конечном счете, авторы, положившее начало маржиналистской революции. Среди
последних стоит упомянуть австрийцев Карла Мангера (Karl Munger) и его последователей;
представителей Лозаннской школы, самым ярким из которых был Леон Вальрас (Leon Walras);
англичанина Вильяма Стэнли Джевонса (William Stanley Jevons) и многих других. Все они восприняли
теорию естественного поведения человека естественного, которую часто еще называют homo-economics.
        Второй принцип классического экономического анализа - правило невидимой руки рынка,
впервые сформулированное Адамом Смитом. Оно предполагало, что при отсутствии внешнего
вторжения в экономические отношения, будучи предоставленными сами себе, люди автоматически
достигают в своих отношениях обмена некого состояния, которое максимизирует общественное
богатство. Иными словами, свободно действующие, неограниченные, естественные индивиды
автоматически достигают путем отношений обмена состояния, в котором максимизируется
общественная польза. Да, слабый получает меньше, сильный - больше, но в конце концов этот сильный
сделает больше для приращения общественного богатства, чем слабый - вот логика правила невидимой
руки рынка.
        В оппозиции к классической экономической теории до 70-ых гг. XIX в. находились социализм,
рикардианский    социализм   и   марксизм.   Фактически   тогдашняя   экономическая    теория   была
сосредоточена вокруг распределения, и марксизм оспаривал принцип распределения, а также, что очень
важно, методологический индивидуализм. Очевидным вкладом марксизма в экономическую теорию
является теория форм собственности, принцип экономического принуждения и историзм (теория
способов производства).
        Теория форм собственности. Эта теория предполагала, что распределение средств
производства и экономической силы не регулируется естественными механизмами. Оно зависит от того,
кто контролирует решающие в данный момент средства производства, т.е. наиболее редкие ресурсы,
если говорить языком современной экономической теории. При рабовладельческом строе, когда людей
было мало, таковым ресурсом были рабы; при феодализме - земля; при капитализме - условно говоря,
станки, т.е. овеществленный капитал. А доживи марксизм в классическом виде до наших дней, это были
бы информационные ресурсы и, возможно, природные ресурсы (такие теории тоже есть, ибо природные
ресурсы становятся все более и более ограниченными).
                                                                                                       5