ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
6
Теория форм собственности противополагалась теории естественного порядка. Марксизм
настаивал, что у нас есть как бы формы равновесия, которые зависят от распределения собственности
между членами общества. В противовес этому классическая экономическая теория утверждала, что
распределение собственности совершенно не важно; что если, скажем, будут сняты феодальные
ограничения, то установится естественный порядок, возникнет режим свободной конкуренции, и в этом
режиме будет достигнут максимум общественного благосостояния. «Нет, - возражали марксисты, - не
будет достигнут. Поскольку средства производства монополизированы определенной группой,
равновесие ведет к оптимизации интересов не всего общества, а только этой группы. Это теория
господствующего класса».
Принцип экономического принуждения. Классическая политэкономия (Адам Смит, Давид
Рикардо и Джон Стюарт Милль) рассматривает нормальную, или естественную экономику, как мир без
принуждения, как мир чисто добровольных сделок. Согласно классической политэкономии, если
человека кто-то принуждает идти работать, то это не экономика, а внешнее государственное
вмешательство в нее. «А если человека долг принуждает работать, - говорит Карл Маркс, - это
свободная игра рыночных сил»? Маркс (Karl Marx) впервые говорит о явлении экономического
принуждения, как характерном для капитализма. До него политэкономия рассматривала
«принуждение», только как чисто насильственное (принуждение путем грубой силы). Для Маркса эти
виды принуждения практически одинаковы, потому что ведут к одному результату: слабая часть
общества, не располагающая дефицитными ресурсами, идет работать в пользу той части общества,
которая оными ресурсами располагает.
Историзм. Маркс говорит, что у нас нет определенного естественного экономического
порядка, что каждая эпоха, каждый уровень производительных сил задает свой тип оптимизации
экономических отношений, свой тип принуждения к труду большинства на пользу меньшинства и свой
тип мобилизации экономических ресурсов. Поэтому, согласно Марксу, есть способы производства:
первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и, наконец,
коммунистический.
Такова характеристика марксизма. Фактически Маркс был первым институционалистом,
потому что то, о чем он говорил, есть теория институтов, теория тех обязательных форм поведения, в
которых институциализируются экономические процессы. Но марксизм противополагал себя
буржуазной экономической науке, он не был встроен в нее. И он не стал ей альтернативой в широком
историческом аспекте. Почему так произошло?
Чтобы ответить на этот вопрос, сначала необходимо понять, зачем вообще экономическая
наука требуется обществу. Зачем она самим экономистам, понятно - они таким образом зарабатывают
деньги и удовлетворяют свои собственные интересы. А зачем она обществу? Суть экономической науки,
ее общественная функция - прогностическая. От экономической науки общество ждет не объяснений, а
прогноза. Ведь можно замечательно объяснить, почему тете Клаве на голову упал кирпич: потому что
она проходила близко к стене; потому что старший кровельщик Петя его там оставил, ибо был пьян, или
его дома обругала жена, и он о своем думал; и т.д. Можно выстроить детальную теорию после того, как
этот кирпич ей на голову упадет. Но задача науки состоит в том, чтобы кирпич ей на голову не упал,
чтобы это место тетя Клава обошла.
Теория форм собственности противополагалась теории естественного порядка. Марксизм настаивал, что у нас есть как бы формы равновесия, которые зависят от распределения собственности между членами общества. В противовес этому классическая экономическая теория утверждала, что распределение собственности совершенно не важно; что если, скажем, будут сняты феодальные ограничения, то установится естественный порядок, возникнет режим свободной конкуренции, и в этом режиме будет достигнут максимум общественного благосостояния. «Нет, - возражали марксисты, - не будет достигнут. Поскольку средства производства монополизированы определенной группой, равновесие ведет к оптимизации интересов не всего общества, а только этой группы. Это теория господствующего класса». Принцип экономического принуждения. Классическая политэкономия (Адам Смит, Давид Рикардо и Джон Стюарт Милль) рассматривает нормальную, или естественную экономику, как мир без принуждения, как мир чисто добровольных сделок. Согласно классической политэкономии, если человека кто-то принуждает идти работать, то это не экономика, а внешнее государственное вмешательство в нее. «А если человека долг принуждает работать, - говорит Карл Маркс, - это свободная игра рыночных сил»? Маркс (Karl Marx) впервые говорит о явлении экономического принуждения, как характерном для капитализма. До него политэкономия рассматривала «принуждение», только как чисто насильственное (принуждение путем грубой силы). Для Маркса эти виды принуждения практически одинаковы, потому что ведут к одному результату: слабая часть общества, не располагающая дефицитными ресурсами, идет работать в пользу той части общества, которая оными ресурсами располагает. Историзм. Маркс говорит, что у нас нет определенного естественного экономического порядка, что каждая эпоха, каждый уровень производительных сил задает свой тип оптимизации экономических отношений, свой тип принуждения к труду большинства на пользу меньшинства и свой тип мобилизации экономических ресурсов. Поэтому, согласно Марксу, есть способы производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и, наконец, коммунистический. Такова характеристика марксизма. Фактически Маркс был первым институционалистом, потому что то, о чем он говорил, есть теория институтов, теория тех обязательных форм поведения, в которых институциализируются экономические процессы. Но марксизм противополагал себя буржуазной экономической науке, он не был встроен в нее. И он не стал ей альтернативой в широком историческом аспекте. Почему так произошло? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала необходимо понять, зачем вообще экономическая наука требуется обществу. Зачем она самим экономистам, понятно - они таким образом зарабатывают деньги и удовлетворяют свои собственные интересы. А зачем она обществу? Суть экономической науки, ее общественная функция - прогностическая. От экономической науки общество ждет не объяснений, а прогноза. Ведь можно замечательно объяснить, почему тете Клаве на голову упал кирпич: потому что она проходила близко к стене; потому что старший кровельщик Петя его там оставил, ибо был пьян, или его дома обругала жена, и он о своем думал; и т.д. Можно выстроить детальную теорию после того, как этот кирпич ей на голову упадет. Но задача науки состоит в том, чтобы кирпич ей на голову не упал, чтобы это место тетя Клава обошла. 6
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »