Риторика и основы ораторского искусства. Кузнецова А.А. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

11
части", "свойства", "сопоставление", "причина и следствие", "обстоятельство",
"пример", "свидетельство", "имя") и риторические рекомендации по их применению.
Творческий подход на этапе изобретения.
Топы как элементы аргументации.
Диспозиция как искусство композиции (оптимального размещения) материала.
Общие принципы выбора и расположения материала: установление четкого
членения речи и обеспечение внутренней связности между его частями
(гармоничное сочетание составных частей речи); подчиненность всех частей одной
цели; ясность цели речи и ее структуры не только оратору, но и слушателям; учет
аудитории и др.
Универсальная композиционная схема построения речи. Введение
(вступление), его функции и типы. Структура и функции основной части. Методы
изложения материала в основной части (линейный; искусственный: индуктивный,
дедуктивный, метод аналогии, концентрический и стадиальный). Наиболее
частотные ошибки, допускаемые в основной части: усложнение отдельных
положений речи; выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание
пунктов плана, порочный круг и др. нарушения законов логики. Рациональное
расположение аргументов. Типы (способы) аргументации: нисходящая и
восходящая; односторонняя и двусторонняя; опровергающая и поддерживающая;
скрытая и явная и др. Некорректная аргументация. Заключение речи, его функции и
типы.
Исторически сложившиеся рекомендации выбора и расположения топов в
описании, повествовании и рассуждении. Описание статическое и динамическое.
Соблюдение четкости, точности и последовательности в описании: назначение
предмета, его составные части (от наиболее существенных деталей к менее
важным), отсутствие излишней детализации; принцип выделения и описания тех
свойств предмета, которые не оставят адресата равнодушным (принцип
эмоциональности речи). Выбор топов в основной части описания в зависимости от
свойств предмета (неодушевленный, отвлеченный предмет, действующее лицо и
т.п.). Примеры удачных и неудачных описаний. Топы, используемые в
12
повествовании, их последовательность. Простота, ясность, краткость,
правдоподобие, постепенное нарастание "интереса" до кульминации и развязки в
заключении как основные принципы построения повествования. Речь-хрия: строгая
и нестрогая. Части строгой хрии: приступ, парафразис, причина, противное,
пример, правдоподобие, свидетельство, заключение. Топы, используемые в
рассуждении (хрии) и их последовательность.
Элокуция - выбор стиля речи, речевого жанра и языковых средств в
соответствии с коммуникативным намерением говорящего (пишущего),
содержанием речи и речевой ситуацией.
Разделы элокуции, выделяемые в классической риторике и неориторике: 1)
общие наблюдения над грамматическими формами и конструкциями; 2) теория
(описание и классификация) риторических приемов; 3) учение о стилях и жанрах и
его подразделы: суждения об основных характеристиках стиля и его
разновидностях, учение о критериях красноречия (коммуникативных качествах
хорошей речи) и наблюдения над особенностями отдельных жанров.
Понятие стилистического приема как мотивированного отклонения от
языковой и/или речевой нормы. Проблема разграничения тропов и фигур.
Тропеические стилистические приемы: лексические (сравнение, метафора,
метонимия, их разновидности и употребление в речи) и грамматические
(аллеотеты). Нетропеические стилистические приемы: фигуральные (фигуры) и
нефигуральные. Стилистическая фигура как синтагматически формализованный
стилистический прием, основанный на прагматически мотивированном отклонении
от языковой или речевой нормы. Разновидности стилистических (риторических)
фигур: эллипсис, анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, риторический
вопрос, риторическое восклицание, антитеза, градация, многосоюзие, бессоюзие,
зевгма, хиазм и др. Проблема классификации тропов и риторических фигур.
Нефигуральные нетропеические стилистические приемы.
Конвергенция (взаимодействие) риторических приемов.
Удачное и неудачное использование риторических приемов
в речи.