Введение в специальность "Социальная работа". Квеско Р.Б - 5 стр.

UptoLike

поддержки в России, эволюция социального призрения с позиции историко-
статистического подхода. Но параллельно развивается и другой подход с
позиции христианской благотворительности: осмысляется практика
милосердия в христианской истории цивилизации, отдельно рассматриваются
этапы благотворительности в России, обозначаются исторические тенденции
частной христианской благотворительности. Складываются определенные
области истории общественной и частной помощи: история отдельных этапов
социальной помощи, направлений социальной помощи (приходской, земской,
городской и др.), благотворительных учреждений и обществ, зарубежный
опыт общественного призрения.
Особое направление в изучении исторического опыта помощи и
поддержки связано с осмыслением исторической практики
благотворительной деятельности отдельных обществ, учреждений и частных
благотворителей. Историческое исследование деятельности
благотворительных обществ было положено в 70 годах XIX века, когда
начинает изучаться опыт Императорского Человеколюбивого Общества,
Ведомства учреждений Императрицы, основанных царской семьей.
Начинает находить свое историческое освещение и деятельность общества
Красного Креста, благотворительных организаций в различных городах
России. Исследуются определенные социальные группы, отражающих
различные социально-исторические процессы, исторические трансформации
(миграцию, урбанизацию, разрушение геополитического пространства и др.).
История нравов, поведения, ценностных ориентаций, мотивов девиантных
групп становится особым социальным полем и предметом исследования в
контексте социальной помощи.
Проблемы историко-понятийных интерпретаций социальной работы в
России связаны с неоднозначным толкованием исторической практики
помощи и взаимопомощи. Общественное существование человека еще на
стадии первобытной коммуны начинает формировать определенные
принципы взаимодействия и защиты родового пространства. Эти принципы
самоорганизации связаны прежде всего с витальными функциями, с
выживанием рода в условиях столкновения с соседями, завоевателями.
Формирующаяся этническая культура становится защитным механизмом,
который имел бинарную направленность: вне родового пространства и в
родовое пространство. И если внешняя функция защиты была связана с его
расширением, то внутренняя с защитой и поддержкой ее членов. В
общности складываются социогенетические механизмы как системное
единство редистрибуции и реципрокации.
1
Реципрокационные связи в дальнейшем вырабатывают определенные
стереотипы поведения: взаимопомощь, взаимообмен дарами, услугами. Эти
формы поведения усваиваются, изменяются, но обязательно передаются
последующим поколениям. Со временем в исторической практике помощи и
1
См. раздел «Основные понятия социальной работы» данного пособия