ВУЗ:
Составители:
Одним из первых понятий, идентифицирующих реципрокные связи,
явилось понятие «милосердие», «благотворительность». Это понятие
означало систему поддержки, характерную для средних веков. Начиная с
XVIII века утверждается понятие «содействие», которое идентифицирует
новый уровень общественных связей и отношений сообщества к
малозащищенным группам населения, когда государство приходит на смену
конфессиональным системам поддержки. В ХХ в. это понятие вновь меняется
сначала на «социальную помощь» («aide social»), а затем на «социальную
работу» («travail social»).
Эволюция понятий связана с понятийной валентностью. Понятийная
валентность – это «способность отдельного языкового знака вступать в связь
с другими знаками для образования более или менее обширных цельностей».
(Лосев А.Ф. Языковая структура. М., 1983. С.132). Когда моносубъект
поддержки и защиты сменяет полисубъект поддержки и защиты, то из
образовавшихся понятийных языковых контекстов появляется новое
историческое качество знака – валентность. Это дает возможность различным
понятиям сочетаться и образовывать предметные смысловые группы, что
выражается на уровне общественной практики в виде систематизированных
предметных знаний. Поэтому оппозиционные понятия «общественное
призрение» и «благотворительность» свидетельствуют о существовании
предметного языкового поведения и о существовании самостоятельной
познавательной сферы.
Моносубъектный подход к оказанию помощи характеризуется тем, что
не используется многообразие форм общественной поддержки, которые
эволюционным путем выработала общность. В связи с этим определенные
типы реципрокного поведения игнорируются, при этом сужаются понятийное
поле и объектное восприятие нуждающихся. Но если социальное поведение
не воспроизводится, то остаются языковые формы поведения, которые
переосмысливаются. Причем направленность понятийной валентности
осуществляется не в пределы предметного языкового пространства, а за круг
ее понимания.
Предметные языковые номинации тесно смыкаются с кластерами
познания социальной политики и идеологии. Так, понятие
«благотворительность» в контексте социального поведения раскрывается как
осознанные общественные интересы, где помощь выступает в манипуляции.
Такой подход отражает диахроническую логику восприятия процесса.
Реципрокное поведение осмысляется как «социальное обеспечение» на
первых этапах адаптации в той же понятийной оппозиции к понятию
«благотворительность». Позднее понятие «социальное обеспечение»
находится в знаковой оппозиции к понятию «социальное страхование», с
которым впоследствии они образуют понятийный знаковый стереотип. Эти
понятия становятся указательными и системообразующими определениями.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »