Психология. Лачугина Ю.Н. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
Для гр еков этот миф был классическим образцом истинно й любви, высшей
р еализацией человеческой души. Поэтому Психеясмертная, обретшая бессмертие, –
стала символом души, ищу щей свой идеал.
Что касается слова «психология», обр азованного из гр еческих слов «психе» (душа) и
«логос» (у чение, нау ка), то оно впервые появилось только в XVIII в., в работе немецкого
философа Христиана Вольфа.
Чтобы более четко представить пу ть р азвития психологии как науки, кратко
рассмотр им основные ее этапы и напр авления.
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. «анима» – дух,
душа) – др евнейшими взглядами, согл асно которым у всего, что существу ет на свете, есть
душа. Душа понималась как не зависимая от тел а су щность, управляющая живыми и
неживы ми пр едметами.
Позднее в философских учения х древности затр агивал ись психологич еские аспекты,
которые решались идеал истически или матер иалистически. Так, мат ер иалисты-философы
др евности Демокр ит, Лу кр еций, Эпикур понимал и душу человека как р азновидность
матер ии, как телесное обр азование, состоящее из шаровидных, мелк их и наиболее
подвижны х ато мов.
Согласно др евнегр еческому философу-идеалисту Платону (427 – 347 гг. до н. э.),
который был у чеником и посл едовател ем Сократа, душаэто что-то бо жественно е,
отличающееся от тела, и она существу ет пр ежде, чем соединяется с тем. Она есть образ и
истеч ение мировой души. Это начало незр имое, возвышенно е, вечное. Душа и тело
находятся в сложных взаимоотношениях друг с дру гом. По своему божественному
происхождению душа пр извана управлять телом, напр авлять жизнь человека. Однако
иногда послед нее заковывает ее. Тело р аздираемо р азличными желаниями и стр астями,
оно заботится о пропитании, по двер жено болезням, страхам, соблазнам. Ду шевные
явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном по ниманииволя)
и вожделения.
Разум размещается в голове, му жес твов груди, вожделениев брюшной поло сти.
Гармоническое ед инство разумного начала, благородных стремлений и вожделения
пр идает цело стно сть душевной жизни человека. Ду ша обитает в теле и испр авляет его на
пр отяжении всей жизни человека, а посл е смерти пок идает его и всту пает в божественный
«мир идей». Поскольку онасамое высокое, что есть в человеке, тот должен заботиться о
ее здоровье больше, чем о тел есном. В зависимости от того, какой образ жизни вел
человек, после его смерти душу ждет р азличная судьба: она либо будет блуждать вблизи
земли, отягощенная тел есными элементами, либо отлетит в идеальный мир, в мир идей,
который су ществу ет вне матер ии и вне инд ивиду ального сознания. «Не стыдно ли людям
заботиться о деньгах, о славе и почестя х, а о разуме, об истине и о душе своей не
заботиться и не по мышлять, чтобы она была лучше?» – спр ашиваю т Сократ и Платон.
Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как
своеобразную область знания и впервые выдвину л идею о нер азделимости души и живого
тела. Ар истотель отр ицал взгляд на душу как на вещество. В то же вр емя он не считал
возможным рассматр ивать ее в отрыве от матер ии (живых тел). Душа, по Ар истотелю,
бестелесна, она есть форма живого тела, пр ичина и цель всех его жизненных фу нкций.
Философ др евности выдвинул идею о душе как фу нкции тела, а не какого-то внешнего по
отношению к нему феномена. «Психе» – это двигатель, позволяющий живому су ществу
реализовать себя.
Таким образом, на первом этапе психология высту пала как наука о душе.
В эпоху Средневековья утвердилось пр едставление, что душа является
божественным, сверхъестественным началом, и потому изу чение душевной жизни должно
быть подчинено задачам богословия.