Введение в семиотику. Лаенко Л.В - 32 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

32
чарующая, обаятельная, ангельская, привлекательная, пленительная,
божественная, неотразимая улыбки и др.);
6) метафорические описания улыбок . Культурная маркированность лица как
части тела широко отражается в устойчивых полусвободных сочетаниях , и
применительно к улыбке используется целый ряд метафор :
- метафора света : светлая, ослепительная улыбка, сияющая улыбка, яркая
улыбка, солнечная улыбка, лучезарная, хмурая улыбка, мрачная улыбка, тень
улыбки;
- метафора движения улыбки скольжения, хода, бега , плавания
(ускользающая, скользящая по лицу, убегающая улыбка; расплыться в улыбке,
улыбка пробежала по ее лицу, улыбка сошла с его губ, застывшая улыбка);
- метафоры вкуса (сладкая, слащавая, приторная, сладенькая, кислая, горькая
улыбки);
- метафоры мягкости (мягкая улыбка, жесткая улыбка);
- метафора температуры (ледяная улыбка, холодная улыбка, теплая улыбка,
застывшая улыбка);
- метафора тяжести ( легкая улыбка).
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите объекты изучения в подсистемах невербальной семиотики.
2. Каким типом знака является жест?
3. В чем сходство и различие естественных и жестовых языков ?
4. Свойственна ли жесту национальная специфика? Проиллюстрируйте ответ
результатами исследования типологии русских улыбок и улыбок
представителей других национальностей . Приведите свои примеры .
Тема 6. Семиотика культуры . Расширение семиотики
1. Понятие культуры .
2. К реконструкции и моделированию культурных формаций .
3. О характере понятий «советская система» и «национальные государства» и
их взаимоотношениях в области культуры .
4. Расширение семиотики.
Предтекстовые задания. Проанализируйте все определения культуры , данные
в учебном пособии С .Г . Тер - Минасовой «Язык и межкультурная
коммуникация» и выявите основные признаки, определяющие данное понятие.
1. Понятие культуры
Культура это не только "совокупность сохраняемых традицией культурных
ценностей ", или попытка "скрасить жизнь" с помощью литературы , искусства ,
музыки и т. д . Это всеобъемлющий феномен человеческого бытия, который не
только пронизывает все сферы жизни, но и который следует рассматривать как
основу жизни. Постижение культурных явлений , относящихся к глубинным
структурам, возможно тогда, когда всеобщие, более универсальные признаки
                                            32
чару ющая, о баят ельная, ангельск ая, прив лек ат ельная,                    пленит ельная,
бо ж ест в енная, нео т разим ая у лы бк и и д р.);
6) метаф орическ ие описания улы бок . К ультурная марк ированность лица к ак
части тела ш ирок о отражается в устой чивы х полусвобод ны х сочетаниях, и
применительнок улы бк еиспользуетсяцелы й ряд метаф ор:
- метаф ора света: св ет лая, о слепит ельная улы бк а, сияющая у лы бк а, ярк ая
у лы бк а, со лнечная улы бк а, лу чезарная, хм у рая у лы бк а, м рачная у лы бк а, т ень
у лы бк и;
- метаф ора д виженияулы бк и — ск ольжения, ход а, бега, плавания
(у ск о льзающая, ск о льзящая по лицу, убегающая у лы бк а; расплы т ься в у лы бк е,
у лы бк а про беж ала по ее лицу , у лы бк а со ш ла с его гу б, заст ы в ш ая у лы бк а);
- метаф оры вк уса (сладк ая, слащав ая, прит о рная, сладеньк ая, к ислая, го р ьк ая
у лы бк и);
- метаф оры мягк ости (м ягк ая у лы бк а, ж ест к ая у лы бк а);
- метаф ора температуры (ледяная у лы бк а, хо ло дная у лы бк а, т еплая у лы бк а,
заст ы в ш ая у лы бк а);
- метаф ора тяжести (легк ая у лы бк а).

Во про сы для сам о к о нт ро ля
1. Н азовитеобъек ты изученияв под системах невербальной семиотик и.
2. К ак им типом знак а являетсяжест?
3. В чем сход ствои различиеестественны х и жестовы х язы к ов?
4. С вой ственна ли жесту национальнаясп ециф ик а? П роиллю стрируй теответ
результатами исслед ованиятип ологии русск их улы бок и улы бок
пред ставителей д ругих национальностей . П ривед итесвои примеры .

         Тем а 6. С ем иот ик а к ульт уры . Рас ш ирение с ем иот ик и
1. П онятиек ультуры .
2. К рек онструк ции и мод елированию к ультурны х ф ормаций .
3. О харак терепонятий «советск аясистема» и «национальны егосуд арства» и
   их взаимоотнош ениях в области к ультуры .
4. Расш ирениесемиотик и.

П редт ек ст о в ы е задания. П роанализируй тевсеопред еленияк ультуры , д анны е
в учебном пособии С .Г . Т ер-М инасовой «Я зы к и межк ультурная
к оммуник ация» и вы явитеосновны епризнак и, опред еляю щ иед анноепонятие.

                                1. П онят ие к ульт уры
К ультура – этонетольк о"совок уп ность сохраняемы х трад ицией к ультурны х
ценностей ", или попы тк а "ск расить жизнь" с помощ ью литературы , иск усства,
музы к и и т. д . Э товсеобъемлю щ ий ф еномен человеческ огобы тия, к оторы й не
тольк оп ронизы ваетвсесф еры жизни, нои к оторы й след ует рассматривать к ак
основу жизни. П остижение к ультурны х явлений , относящ ихся к глубинны м
струк турам, возможнотогд а, к огд а всеобщ ие, болееуниверсальны епризнак и