ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
33
рассматриваются с определенной метаязыковой точки зрения вместе с
признаками исторически проявившихся культурных оценок , идеологий и т. п. К
числу минимальных универсальных предпосылок , обеспечивающих
существование всякой культуры , принадлежат следующие признаки,
гарантирующие существование, преемственность и динамику культуры :
• постоянное самоутверждение,
• попытка индивидуального и коллективного освоения так называемой
унаследованной культуры , каждый раз предпринимаемая заново,
• критическое осмысление всякого культурного наследия.
Историческая уникальность каждой определенной культурной формации
(эпохи) следует из специфического образа, которым эти наиболее общие
предпосылки всякой культуры характеризуются, тем , в каких пропорциях они
сочетаются и как они взаимодействуют друг с другом . Наиболее ясно
выражается это взаимодействие в формировании определенных идеологий
( теорий ), играющих, в зависимости от различных этнических, экономических и
социополитических факторов , центральную или периферийную роль.
2. К реконструкции и моделированию культурных формаций
При рассмотрении исторически засвидетельствованных культурных формаций
мы имеем дело с несколькими феноменами:
- с моделями, в которых культура отображает саму себя,
- с моделями, в которые в разной степени включены признаки одной или
нескольких точек зрения, расположенных вне рассматриваемой культуры ,
- исследовательскими моделями различных видов обусловленных временем
попыток самопонимания, которые также основаны на смешении элементов ,
которые отчасти принадлежат описываемому предмету , отчасти - модели
самоописания. Налицо выводы:
- в моделях культурной реконструкции, независимо от времени их
возникновения, постоянно пересекаются взгляд изнутри и взгляд извне;
- культура не является относительно самостоятельным феноменом , отделимым
от истории в узком смысле; понятие культуры в значительной степени
тождественно понятию человеческого сознания, в котором соединяются как
психо-экзистенциальные и социально-психологические моменты , так и
исторический опыт, и, соединившись, обретают порядок в образе
определенного ментального конструкта лишь благодаря аналитической , равно
как и интерпретативной деятельности , осуществляемой с определенных
позиций ;
- при изучении культурных феноменов мы имеем , таким образом , дело с особо
сложным объектом , который не заключается только в простой совокупности
литературных, изобразительных, музыкальных и других произведений ис-
кусства . Гораздо более важными ее составляющими являются, помимо уже
названных идеологем , выступающих в качестве элементов всеобъемлющих
ментальных систем (идеологий ), разумеется, и их изобретатели, а также те, кто
их пропагандирует , и те, кому они адресованы . В рамках подобной , в каждом
случае специфической коммуникативной системы , все они пользуются
33 рассматриваю тся с опред еленной метаязы к овой точк и зрения вместе с признак ами историческ и проявивш ихся к ультурны х оценок , ид еологий и т. п. К числу минимальны х универсальны х пред посы лок , обеспечиваю щ их сущ ествование всяк ой к ультуры , принад лежат след ую щ ие признак и, гарантирую щ иесущ ествование, п реемственность и д инамик у к ультуры : • постоянноесамоутвержд ение, • поп ы тк а инд ивид уального и к оллек тивного освоения так назы ваемой унаслед ованной к ультуры , к ажд ы й раз пред п ринимаемаязаново, • к ритическ оеосмы слениевсяк огок ультурногонаслед ия. И сторическ ая уник альность к ажд ой опред еленной к ультурной ф ормации (эпохи) след ует из специф ическ ого образа, к оторы м эти наиболее общ ие пред п осы лк и всяк ой к ультуры харак теризую тся, тем, в к ак их проп орциях они сочетаю тся и к ак они взаимод ей ствую т д руг с д ругом. Н аиболее ясно вы ражается это взаимод ей ствие в ф ормировании оп ред еленны х ид еологий (теорий ), играю щ их, в зависимости отразличны х этническ их, эк ономическ их и социополитическ их ф ак торов, центральную или периф ерий ную роль. 2. К рек онс т рук ции и м оделиров анию к ульт урны х форм аций П ри рассмотрении историческ и засвид етельствованны х к ультурны х ф ормаций мы имеем д елос неск ольк ими ф еноменами: - с мод елями, в к оторы х к ультура отображаетсаму себя, - с мод елями, в к оторы е в разной степени вк лю чены признак и од ной или неск ольк их точек зрения, расположенны х внерассматриваемой к ультуры , - исслед овательск ими мод елями различны х вид ов обусловленны х временем попы ток самопонимания, к оторы е так же основаны на смеш ении элементов, к оторы е отчасти принад лежат описы ваемому пред мету, отчасти - мод ели самоописания. Н алицовы вод ы : - в мод елях к ультурной рек онструк ции, независимо от времени их возник новения, постоянно пересек аю тся взгляд изнутри и взгляд извне; - к ультура неявляетсяотносительносамостоятельны м ф еноменом, отд елимы м от истории в узк ом смы сле; понятие к ультуры в значительной степени тожд ественно п онятию человеческ ого сознания, в к отором соед иняю тся к ак психо-эк зистенциальны е и социально-психологическ ие моменты , так и историческ ий опы т, и, соед инивш ись, обретаю т поряд ок в образе опред еленногоментального к онструк та лиш ь благод аря аналитическ ой , равно к ак и интерпретативной д еятельности, осущ ествляемой с оп ред еленны х позиций ; - при изучении к ультурны х ф еноменов мы имеем, так им образом, д елос особо сложны м объек том, к оторы й незак лю чается тольк ов простой совок уп ности литературны х, изобразительны х, музы к альны х и д ругих произвед ений ис- к усства. Г оразд о более важны ми ее составляю щ ими являю тся, помимо уже названны х ид еологем, вы ступаю щ их в к ачестве элементов всеобъемлю щ их ментальны х систем (ид еологий ), разумеется, и их изобретатели, а так жете, к то их п ропаганд ирует, и те, к ому они ад ресованы . В рамк ах под обной , в к ажд ом случае специф ическ ой к оммуник ативной системы , все они пользую тся
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- …
- следующая ›
- последняя »